Лишь в 28 странах, в которых проживает 7% населения мира, имеются всеобъемлющие законы, регулирующие все пять факторов риска для безопасности дорожного движения: управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, превышение скоростного режима, а также неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.

По данным «Доклада о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013 года: поддержать Десятилетие действий», опубликованного 14 марта Всемирной организацией здравоохранения, для существенного уменьшения числа случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий необходимо значительно ускорить проведение законодательных изменений.

Число смертельных случаев в результате ДТП снизилось в одних странах и возросло в других

В 2010 году в мире произошло 1,24 миллиона случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий — примерно столько же, сколько и в 2007 году. В докладе отмечается, что в то время как 88 государств-членов смогли уменьшить число случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий, в 87 странах их число возросло.

Необходимы изменения на законодательном уровне

Для снижения смертности в результате дорожно-транспортных аварий решающее значение будет иметь обеспечение того, чтобы как можно большее число государств-членов имели законы, охватывающие пять основных факторов риска, перечисленных выше. В докладе особо подчеркивается следующее:

— В 59 странах, где проживает 39% населения мира, введены ограничения скорости в городских районах на уровне 50 км/час или менее, а местным органам управления позволено устанавливать еще более низкие уровни.
— В 89 странах, где проживает 66% населения мира (включая Узбекистан), имеются всеобъемлющие законы в отношении управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, устанавливающие предельно допустимое содержание алкоголя в крови (САК) на уровне 0,05 г/дл или ниже.
— В 90 странах, где проживает 77% населения мира (включая Узбекистан), имеются законы об использовании мотоциклетных шлемов, охватывающие всех пользователей таких транспортных средств со всеми типами двигателей на всех дорогах, и применяются стандарты на шлемы.
— В 111 странах, где проживает 69% населения мира (включая Узбекистан), имеются всеобъемлющие законы об использовании ремней безопасности для всех водителей и пассажиров.
— В 96 странах, где проживает 32% населения мира, имеются законы, предусматривающие обязательное использование детских удерживающих устройств.

В докладе также отмечается, что в большинстве стран, даже в некоторых странах с наиболее эффективной деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения, исполнение этих законов не осуществляется надлежащим образом.

«Для создания надлежащего законодательства в области безопасности дорожного движения и обеспечения того, чтобы все мы строго соблюдали требования законов, необходима политическая воля». Маргарет Чен

«Для создания надлежащего законодательства в области безопасности дорожного движения и обеспечения того, чтобы все мы строго соблюдали требования законов, необходима политическая воля на самом высоком правительственном уровне, — заявила генеральный директор ВОЗ д-р Маргарет Чен. — Если это не будет обеспечено, семьи и сообщества будут по-прежнему оплакивать погибших, а системы здравоохранения нести тяжелое бремя травм и инвалидности в результате ДТП».

«Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013 года служит мощным предупреждением для правительств о том, что для защиты всех пользователей дорог необходимы дополнительные действия, — заявил Майкл Блумберг, общественный деятель и мэр Нью-Йорка, основавший фонд, который профинансировал настоящий доклад. — Случаи смерти и травм в результате ДТП предотвратимы. Этот доклад является еще одним важным шагом на пути обеспечения безопасности пешеходов, велосипедистов и водителей моторизованных транспортных средств. В нем демонстрируется прогресс, но нам еще многое предстоит сделать».

Некоторые группы населения подвергаются особо высокому риску

Некоторые группы населения подвергаются особо высокому риску смерти в результате дорожно-транспортных аварий. Это следующие группы:

— 59% людей, погибающих в результате дорожно-транспортных аварий, это люди в возрасте 15-44 лет, а 77% этих людей — мужчины.
— На пешеходов и велосипедистов приходится 27% всех случаев смерти на дорогах. В некоторых странах этот показатель превышает 75% — это свидетельствует о том, что на протяжении десятилетий транспортная политика была ориентирована на моторизованные транспортные средства и оставляла без внимания этих пользователей дорог.
— Самый высокий риск смерти в результате ДТП отмечается в Африканском регионе ВОЗ — 24,1 на 100 тысяч человек, а самый низкий в Европейском регионе ВОЗ — 10,3 на 100 тысяч человек. В Узбекистане этот показатель, по данным доклада, в 2010 году составлял 11,3.

Это второй из серии докладов, анализирующих то, в каких масштабах страны принимают ряд эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Помимо пяти факторов риска, приведенных выше, в докладе подчеркивается важность таких аспектов, как стандарты безопасности транспортных средств; инспекционные проверки дорожной инфраструктуры; политика в отношении пешеходов и велосипедистов; а также аспекты систем по оказанию добольничной помощи. В нем также указано, имеют ли страны национальную стратегию, устанавливающую измеримые цели по уменьшению числа людей, погибающих и получающих серьезные травмы на дорогах.

В «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2013 года» представлена информация из 182 стран, в которых проживает 99% населения мира или 6,8 миллиарда человек. В нем использован стандартизированный метод, позволяющий сравнивать данные по странам. Помимо основного повествовательного текста доклад содержит профили по каждой участвующей стране и статистическое приложение.

Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения

«Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов представляет собой фантастическую возможность, которую нельзя упустить, — заявил д-р Этьенн Круг, директор Департамента по предупреждению насилия и травматизма и инвалидности. — Насточщий доклад обеспечивает нас информацией, необходимой для отслеживания прогресса в течение Десятилетия. Сейчас нам необходимо объединить наши усилия для достижения цели Десятилетия действий по спасению пяти миллионов человеческих жизней».

Десятилетие действий, проводимое по поручению Генеральной Ассамблеи ООН, является исторической возможностью для того, чтобы страны смогли остановить и повернуть вспять тенденцию, которая, по прогнозам, при отсутствии действий будет приводить к 2020 году к ежегодной потере примерно 1,9 миллиона человеческих жизней на дорогах. Десятилетие действий, к проведению которого правительства разных стран, включая Узбекистан, приступили 11 мая 2011 года, направлено на создание в странах потенциала для управления разными направлениями безопасности дорожного движения, улучшение безопасности дорог и транспортных средств, улучшение поведения всех пользователей дорог и усиление служб по оказанию медицинской помощи после аварий.

В контексте Десятилетия действий ВОЗ поддерживает усилия в этих областях, в частности, в рамках «Проекта по безопасности дорожного движения в 10 странах (БДД10)», который в сотрудничестве с партнерами обеспечивает техническое руководство в отношении законодательства, обеспечения соблюдения, проведения кампаний в СМИ, сбора данных и оказания травматологической помощи.