14 марта на таможенном посту «Ташкент товарный» Управления Государственного таможенного комитета по Ташкенту состоялся семинар «Процедура таможенного оформления товаров в электронной форме». В нем приняли участие субъекты малого бизнеса и предпринимательства, а также специалисты по таможенному оформлению, сообщила пресс-служба ГТК.
С целью получения разрешительных документов участникам внешней экономической деятельности постоянно приходится подготавливать и представлять в государственные органы значительный объем информации и документов в порядке соблюдения регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.
Эта информация и документация зачастую должны направляться через целый ряд различных учреждений, использующих свои собственные ручные и автоматизированные системы и образцы бумажных документов.
Такие требования вместе с издержками, связанными с их соблюдением, приводят к значительным временным затратам как для участников внешней экономической деятельности, так и для государственных органов управления и могут выступать серьезным барьером для развития торговли.
В соответствии с постановлением правительства от 29 декабря 2012 года с 1 января субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме. Для перехода на таможенное оформление товаров в электронной форме Кабинет Министров утвердил положение о порядке проведения данной процедуры. Ответственным за внедрение автоматизированной информационной системы электронного декларирования товаров определен Государственный таможенный комитет, который к началу этого года завершил опытную эксплуатацию системы.
Процедура декларирования товаров при их таможенном оформлении в электронной форме состоит из двух этапов. На первом уполномоченными органами в установленные сроки выдаются и вводятся в автоматизированную информационную систему электронного декларирования товаров разрешительные документы на уровне межведомственного взаимодействия. Перечень разрешительных документов и наименования органов, уполномоченных их выдавать и вводить, приведены в приложении к утвержденному положению.
На втором этапе специалист по таможенному оформлению подготавливает грузовую таможенную декларацию в виде электронного документа и сопутствующие документы. Подготовленные сопутствующие документы подписываются электронной цифровой подписью специалиста по таможенному оформлению и направляются сотруднику таможенной службы, где будет осуществляться таможенное оформление товара в электронной форме.
Приняв решение о проведении таможенного досмотра товаров, сотрудник таможни в течение трех часов отправляет специалисту по таможенному оформлению электронное сообщение, содержащее информацию о времени и месте его проведения.
В случае соответствия сведений, указанных в электронной декларации, результатам таможенного досмотра, дальнейшее оформление проводится в обычном порядке. При выявлении нарушений таможенный орган принимает соответствующие меры, предусмотренные законодательством.
Как отмечалось на семинаре, автоматизированная информационная система по приему электронных грузовых таможенных деклараций позволяет декларантам дистанционно подготовить, проверить и представить в таможенные органы грузовую таможенную декларацию и все сопутствующие к ней документы через сеть интернет.
Электронное декларирование также способствует обеспечению эффективности таможенного оформления грузов путем минимизации непосредственного контакта участников внешней экономической деятельности с таможенными инспекторами и сокращению времени таможенного оформления и проверки сопутствующих документов на оформляемый товар.
Новая система способствует обеспечению прозрачности работы таможенных органов и создает предпосылки к исключению бумажной бюрократии и формированию благоприятных условий для участников внешней экономической деятельности по экспортно-импортным операциям.
Участникам семинара был наглядно показан процесс оформления грузовой таможенной декларации в электронной форме. Кроме того, они получили исчерпывающие ответы на свои вопросы.