Бескультурье, хамство, вседозволенность и даже беспредел — именно такие слова приходят на ум, стоит подумать о водителях на дорогах Узбекистана. Несмотря на обилие на дорогах сотрудников милиции и не так давно повышенные штрафы, создается впечатление, что ситуация с безопасностью дорожного движения с увеличением числа машин только усугубляется.

Показанное на фотографии выше нарушение знакомо каждому без исключения жителю Узбекистана. Ситуации, подобные этой, стали настолько привычными, что большинство из нас, включая тех, кто призван пресекать такие явления, не обращают на них никакого внимания.

Пытались ли вы когда-нибудь во время одной поездки в автомобиле за рулем или в качестве пассажира подсчитать количество нарушений ПДД, совершаемое водителями и пешеходами? Наши сотрудники делали это неоднократно, и каждый раз счет шел на десятки.

Рассмотрим в качестве примера дороги Ташкента. Вы выезжаете утром из дома на работу. Практически на каждом перекрестке сразу несколько машин, включая общественный транспорт, будут дожидаться зеленого сигнала за стоп-линией или прямо на пешеходном переходе, мешая пешеходам и закрывая обзор светофора другим водителям. Сотрудники ДПС, обычно стоящие за перекрестком, замечают лишь проехавших на красный или повернувших со второй полосы.

Никого уже не удивляют водители, способные объехать весь поток по встречной полосе и в лучшем случае пристроиться перед всеми машинами, а в худшем — рвануть с крайней левой полосы направо. На каждом перекрестке кто-то будет пытаться втиснуться между движущимися по своим полосам автомобилями. И обязательно найдутся такие, кому в последний момент прямо перед светофором приспичит перестраиваться на другую полосу.

Каждый третий (в лучшем случае) поворачивающий на перекрестке не считает нужным включать сигнал поворота. Поворотник также не принято включать при перестроении с полосы на полосу, при остановке и при начале движения. Нередко во время движения по крайней левой полосе едущий перед вами автомобиль может запросто снизить скорость до минимальной и, не включая поворотник, резко развернуться через две сплошные. А развороты за 10 метров до светофора или прямо за спиной ничего не подозревающего сотрудника ДПС?

Во время движения вас обязательно с правой стороны обгонит с десяток автомобилей. Если вы движетесь по крайней левой с максимально допустимой скоростью, вас с вероятностью 99% кто-то попытается обогнать, мигая фарами и сигналя сзади. Не дождавшись реакции с вашей стороны (не всегда есть возможность перестроиться), вас могут спокойно объехать по встречной. Иногда вам самому придется уворачиваться от автомобиля, движущегося прямо на вас по встречной для него полосе.

Ловить такси и высаживать пассажиров под запрещающими знаками — тоже нормальное явление, даже если неподалеку стоит сотрудник милиции. Он отнесется к этому с пониманием, ведь на сотни метров в обе стороны может не быть участка, где остановка разрешена. Более того, сотрудник ДПС может сам разрешить вам развернуться в неположенном месте, если вы вежливо обратитесь к нему: «Майлими, ака?»

Нельзя не сказать и о пешеходах, которые появляются откуда ни возьмись между несущимися навстречу потоками, пересекают дорогу в трех метрах от перехода, ругая при этом не уступающих дорогу водителей, и выходящими на середину полосы для того, чтобы поймать такси. Нарушения, совершаемые пешеходами, в большинстве случаев сотрудниками ДПС игнорируются.

Список таких нарушений, которые, естественно, не отражаются в официальной статистике, можно продолжать. Мы не говорим о состоянии самих дорог и тротуаров, разметке, знаках и светофорах — это темы для отдельных материалов.

Как случилось так, что подобные явления стали для нашего общества нормой? Почему правила движения соблюдаются только тогда, когда в поле зрения есть сотрудник милиции? Когда будет положен конец бескультурью и безнаказанности на дорогах?

Открывая раздел «Дороги», о котором нас давно просили читатели, мы ставим целью не показать, «как все плохо», а привлечь внимание общественности и ответственных структур к необходимости принятия мер по улучшению сложившейся ситуации. Понятно, что на это потребуется время, однако, как говорится, признание проблемы — уже полдела.

Считаем, что исключительно важным является открытое обсуждение имеющихся проблем с участием всех заинтересованных сторон.

В новом разделе будет публиковаться все, что касается безопасности дорожного движения, включая новости, статьи, мнения и предложения специалистов, фото- и видеофакты неприемлемого поведения участников движения.

Если у вас есть фото или видео, которым вы хотели бы поделиться с другими читателями, присылайте его нам с указанием времени и места съемки. Мы также будем рады услышать ваши предложения по развитию раздела и по совершенствованию ситуации в сфере безопасности дорожного движения в целом.