Президент Узбекистана Ислам Каримов 24 декабря подписал новую редакцию закона «О нормативно-правовых актах». Документ, принятый Законодательной палатой 1 ноября и одобренный Сенатом 5 декабря, вступает в силу с 25 декабря.

Новая редакция закона заметно отличается от предыдущей, принятой 14 декабря 2000 года, как по объему (44 статьи вместо 33), так и по содержанию. Закон определяет виды нормативно-правовых актов и их соотношение, устанавливает основные требования, предъявляемые к порядку их подготовки и содержанию, а также описывает организацию их исполнения.

Разработанный по инициативе Президента (Ислам Каримов выступил с таким предложением в ноябре 2010 года), закон должен улучшить законотворческий процесс, создать более эффективные механизмы разработки нормативно-правовых актов и повысить их качество с учетом международной и национальной законотворческой практики.

К нормативно-правовым актам согласно закону относятся Конституция, законы, постановления палат Олий Мажлиса, указы, постановления и распоряжения Президента, постановления Кабинета Министров, приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, а также решения органов государственной власти на местах.

Новая редакция закона запрещает структурным подразделениям и территориальным органам министерств, государственных комитетов и ведомств принимать нормативно-правовые акты.

В законе более детально расписан процесс экспертизы проекта нормативно-правового акта. Помимо обязательной правовой экспертизы, проект по решению разработчика или принимающего органа может быть подвергнут экономической, финансовой, научной, экологической, а также иным видам экспертиз.

При внесении проекта закона в орган, принимающий нормативно-правовой акт, разработчик обязан подготовить аналитические сравнительные таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Узбекистана, а также обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Узбекистана.

Проект закона, внесенный без сравнительной таблицы с предметным анализом принципов, положений и формулировок международных документов и законодательства зарубежных стран, рассматривать запрещено.

Закон дополнен положением, согласно которому нормативно-правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

Должностные лица министерств, государственных комитетов и ведомств за введение в действие нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, привлекаются к административной ответственности.

В законе подчеркивается, что опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов, ведомств и органов государственной власти на местах подлежат обязательному опубликованию на их официальных вебсайтах.

Закон дополнен главой «Организация и обеспечение исполнения нормативно-правовых актов», которая определяет органы, организующие и обеспечивающие исполнение нормативно-правовых актов, а также полномочия Кабинета Министров, министерств, государственных комитетов, ведомств и органов государственной власти на местах по организации и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов.