В период с 28 ноября по 7 декабря Ташкент посетила миссия Международного валютного фонда под руководством заместителя начальника отдела Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Вероники Бакалу для проведения обсуждений в контексте консультаций в соответствии со Статьей IV. В обсуждениях в начале работы миссии приняла участие заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Даниэла Гриссани.

Согласно Статье IV Статей соглашения МВФ фонд, как правило, раз в год проводит двусторонние обсуждения с государствами-членами. Группа персонала фонда посещает страну, проводит сбор экономической и финансовой информации и обсуждает с официальными лицами изменения в экономике и экономическую политику страны. По возвращении в штаб-квартиру персонал готовит доклад, который ложится в основу обсуждений в Исполнительном совете фонда.

Как говорится в пресс-релизе МВФ, миссия фонда и официальные органы Узбекистана обсудили развитие событий в экономике за прошедший год и обменялись мнениями о перспективах на ближайший и среднесрочный период, а также о влиянии, которое замедление мирового экономического роста оказывает на экономику Узбекистана.

По завершении работы миссии руководитель миссии МВФ сделала заявление, полный текст которого публикуется ниже.

«Экономика Узбекистана продолжает расти быстрыми темпами. Прочные позиции в налогово-бюджетной и внешней сфере, устойчивая банковская система, низкий уровень государственного долга и осмотрительный подход к внешним заимствованиям оградили страну от отрицательных последствий глобального кризиса.

В 2011 году ВВП вырос на 8,3%, а за период по сентябрь 2012 года — на 8,2% благодаря высоким ценам на основные экспортные товары и мерам экономической политики с упором на внутреннее потребление и инвестиции при ведущей роли государства. Движущими факторами роста стали услуги, транспорт и связь, сельское хозяйство, а также промышленность. Внешняя позиция остается прочной, а по счету текущих операций наблюдается профицит, несмотря на недавнее сокращение экспорта золота.

С середины 2011 года произошло значительное ужесточение денежно-кредитной политики. Прирост чистых иностранных активов был стерилизован за счет накопления государственных депозитов, в том числе в Фонде реконструкции и развития Узбекистана, а также за счет активизации операций Центрального банка Узбекистана по изъятию ликвидности.

Банковская система Узбекистана продолжает демонстрировать высокие показатели. Исходя из международных стандартов, коэффициент достаточности капитала банков сохраняется на высоком уровне.

После достижения своего пика в размере 13,8% в ноябре 2011 года годовая инфляция, исходя из применяемой персоналом МВФ альтернативной методологии расчета ИПЦ, снизилась до 10,7% в октябре 2012 года. Этот показатель инфляции отражает повышение регулируемых цен на топливо, коммунальные услуги и хлеб, которое правомерно нацелено на достижение возмещаемости затрат, а также отражает снижение курса национальной валюты и давление со стороны спроса, вызванное значительным повышением пенсий и заработной платы.

Как ожидает миссия, ВВП в 2012 году вырастет на 8%, при этом в среднесрочной перспективе прогнозируется активный рост экономики. Рост будет и далее подкрепляться политикой по расширению внутреннего потребления и инвестиций в рамках государственной программы индустриализации. Во внешней и налогово-бюджетной сфере ожидается сохранение прочных позиций.

Ускорение структурных реформ содействовало бы росту производительности, обеспечивая устойчивый и всеобъемлющий рост. Предпринятые в 2012 году инициативы по улучшению среды для ведения бизнеса и созданию условий для развития частного сектора оцениваются положительно, их следует активно проводить в жизнь.

В дальнейшем миссия рекомендует официальным органам сосредоточиться на снижении инфляции и обеспечении устойчивого и всеобъемлющего роста в более долгосрочном плане. Миссия рекомендовала и далее проводить жесткую денежно-кредитную политику и придерживаться более гибкого обменного курса. При реализации мировых рисков, сопряженной с ухудшением ситуации, возникли бы основания для менее выраженного ужесточения политики.

Кроме того, в число рекомендуемых мер экономической политики входят следующие: избегать ослабления бюджетной позиции, принять меры по дальнейшему углублению финансового посредничества, ускорить проведение реформ, особенно в системе валютного и внешнеторгового регулирования, в налоговом администрировании, регулировании государственных финансов и управлении ими, а также повышать качество экономических данных и совершенствовать их распространение.

Миссия подчеркнула, что персонал МВФ готов оказывать Узбекистану помощь в проведении реформ, в том числе путем предоставления технической помощи. Миссия признательна официальным органам и прочим партнерам за гостеприимство и конструктивный диалог».