16 ноября в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялось пленарное заседание с участием премьер-министра и членов правительства. На нем были обсуждены прогноз основных макроэкономических показателей, основные направления налоговой и бюджетной политики и проект государственного бюджета Республики Узбекистан на 2013 год, сообщила информационная служба нижней палаты парламента.

Документы предусматривают высокие и устойчивые темпы роста экономики, дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности, последовательное развитие отраслей социальной сферы, улучшение уровня жизни населения страны путем опережающего повышения размеров оплаты труда и предоставления им адресной социальной поддержки.

Налоговая и бюджетная политика

В 2013 году прогнозируемый прирост валового внутреннего продукта составляет 8%, объемов производства промышленной продукции — 8,4%, сельского хозяйства — 6%, капитальных вложений — 9,3%. Базой для таких параметров стала ожидаемая высокая динамика роста данных показателей по итогам 2012 года. В результате реализации предлагаемых мероприятий по налогово-бюджетной политике на следующий год доходы государственного бюджета по отношению к ВВП составят 21,3%, расходы — 22,3%, дефицит государственного бюджета предусмотрен в объеме 1% к ВВП.

Налоговая и бюджетная политика направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, улучшение инвестиционного и делового климата, стимулирование модернизации экономики, поддержку хозяйствующих субъектов, в особенности малого бизнеса и частного предпринимательства, совершенствование налогового администрирования, а также обеспечение макроэкономической сбалансированности и роста благосостояния населения.

Успешная реализация предусмотренных мер, заложенных в концепции налоговой политики, обеспечит в предстоящем году сокращение налоговой нагрузки на экономику страны на 0,3% к ВВП. Одной из мер сокращения налоговой нагрузки предлагается снижение минимальной ставки налога на доходы физических лиц по первой шкале с 9% до 8%, что позволит оставить в распоряжении физических лиц порядка 186 млрд сумов.

Исключение из объекта обложения налогом на имущество юридических лиц нематериальных активов (патенты, лицензии, программное обеспечение, авторские права и прочие) послужит еще одним стимулирующим фактором для широкого внедрения инноваций в деятельность предприятий.

В госбюджете также предусмотрено повышение расходов на модернизацию научного, технологического и лабораторного оборудования научно-исследовательских учреждений и организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках государственных научно-технических программ.

Социальная направленность бюджета

Главными направлениями бюджетной политики и проекта государственного бюджета на 2013 год остается социальная направленность расходов, повышение уровня доходов и благосостояния населения, укрепление материально-технической базы и оснащенности учреждений сферы образования и здравоохранения, а также реализация активной инвестиционной политики. На финансирование социальной сферы в проекте государственного бюджета предусмотрено более 59% всех расходов.

В расходах госбюджета предусмотрены строительство и реконструкция 3 инфекционных больниц на 130 мест, 5 туберкулезных санаториев на 400 мест, а также 54 районных медицинских учреждений, способных принять 5800 посетителей и 7600 больных. В рамках реализации проекта «Здоровье-3», финансируемого за счет льготных кредитов международных финансовых институтов, предусмотрено оснащение 150 районных центральных больниц 96 видами современного оборудования.

313 общеобразовательных школ и 228 академических лицеев и профессиональных колледжей будут капитально отремонтированы и реконструированы за счет средств внебюджетного Фонда реконструкции, капитального ремонта и оснащения образовательных и медицинских учреждений. Более 1500 общеобразовательных учреждений и 700 академических лицеев и профессиональных колледжей будут оснащены современным учебным инвентарем, компьютерами и учебными лабораториями.

Планируется строительство, капитальный ремонт и оснащение 54 детских школ музыки и искусства, а также 137 спортивных залов и 25 объектов детского спорта.

Финансовая поддержка экономики

На финансовую поддержку экономики предусмотрено выделение 2,8 трлн сумов, что на 22% больше, чем в утвержденных параметрах текущего года. В частности, на своевременное и полное обеспечение водными ресурсами сельхозпроизводителей предусмотрено более 1,4 трлн сумов. Кроме того, в рамках программы по реконструкции, ремонту и очистке мелиоративных сетей, за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель будут проведены мелиоративные работы, обеспечивающие улучшение состояния более 300 тысяч гектаров посевных земель на сумму свыше 227 млрд сумов.

На реконструкцию ирригационных сооружений, улучшение обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов и архитектурного облика населенных пунктов республики предусмотрено направление централизованных инвестиций на 23% больше, чем в текущем году.

На ремонт автомобильных дорог общего пользования и межхозяйственных сельских автомобильных дорог расходы предусмотрены с ростом в 1,69 раза против утвержденных параметров текущего года. Предусматривается выделение более 661 млрд сумов за счет средств Республиканского дорожного фонда на повышение качества автомобильных дорог международного и республиканского значения. Запланировано строительство ряда мостов и путепроводов, 526 км автомобильных дорог, отвечающих самым современным международным стандартам.

В целях создания равных условий и конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов по таможенным платежам вводится единый порядок обложения имущества при ввозе, за исключением вновь создаваемых предприятий с иностранными инвестициями, льгота по которым предоставляется сроком на 2 года с даты их создания.

Улучшение жилищных условий на селе

Для улучшения жилищных условий сельского населения в рамках реализации Программы по строительству индивидуального жилья в сельской местности по типовым проектам предусматривается направление более 1 трлн сумов на обеспечение строительства 8510 современных сельских домов в 326 сельских массивах.

Увеличиваются в 2 раза расходы против утвержденных параметров 2012 года на улучшение системы доставки питьевой воды населению, особенно в сельской местности, предусмотрена прокладка 654 км водопроводных сетей.

С учетом мнений, высказанных в ходе обсуждения, Законодательная палата Олий Мажлиса одобрила и утвердила государственный бюджет Республики Узбекистан на 2013 год и приняла соответствующее постановление.