Ташкентские специалисты сферы туризма познакомились с климатическими условиями, а также культурными и этнографическими особенностями Зааминского района Джизакской области. 5-6 октября сюда был организован инфотур в рамках проекта Программы развития ООН «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство».

Одним из направлений проекта является поддержка в расширении туристских возможностей Зааминского района, в том числе путем демонстрации новых форм управления рекреационными ресурсами.

Как отметил в интервью НИА «Туркистон-пресс» руководитель проекта Дильшод Исроилов, ПРООН приступила к реализации проекта в марте 2010 года. Реализуется он в двух пилотных областях — Наманганской и Джизакской и рассчитан до декабря 2013 года.

В инфотуре по туристским объектам Зааминского района приняли участие представители 23 отечественных туроператоров и местной администрации, а также СМИ. Его проведение было организовано в сотрудничестве с Управлением курортов Совета Федерации профсоюзов и Национальной компанией «Узбектуризм».

В числе достопримечательностей, увиденных участниками поездки, были пещера «Пешагор», Музей истории и этнографии, гостевые дома в ряде поселков района. Были также организованы экскурсия по Зааминскому национальному парку, посещение туристских культурно-развлекательных программ «Келин салом», «Бешик туй», «Изготовление хлеба», «Национальные спортивные игры».

Делясь впечатлениями, большинство из участников инфотура признались, что, несмотря на то, что являются представителями турбизнеса, Заамин посещают в первый раз. Отмечая грандиозность проделанной работы по созданию современных туристских условий, специалисты высказали свои замечания и предложения в ходе круглого стола в санатории «Заамин».

«Очень приятно отметить динамику развития региона, — сказал представитель компании Travel Ornament Рустам Расулов. — Это видно буквально во всем — появились указатели, отремонтирована часть дорог, стоятся новые объекты, обустраиваются существующие. Для притока же иностранных туристов обязательно надо решить ряд правовых вопросов, в частности, это касается регистрации туристов в местах размещения, размера госпошлины за посещение Национального парка «Заамин». На мой взгляд, у района большой потенциал именно для «активного» туризма, поэтому, конечно, понадобится больше гидов со знанием языков и знанием региона в целом. Перспективными здесь могут быть конные и велопрогулки, для чего нужно развитие соответствующих сервисов».

По словам представителя компании «Азия Рафт» Татьяны Ширяевой, самое большое впечатление на нее произвели радушие и гостеприимство хозяев «гостевых домов». Туристов заинтересуют также мастер-класс по приготовлению местного хлеба «казан-патыр», обряды «келин салом» и «бешик туй», демонстрация национальных игр.

«В Зааминском районе я побывала впервые, и, конечно, получила много новых знаний. Ознакомившись с потенциалом Заамина лично, по приезду в Ташкент я обязательно переработаю полученную информацию, чтобы решить, какие активные маршруты мы сможем предложить нашим клиентам», — сказала Ширяева.

Директор турфирмы «Туронлюкс» Ильёр Эргашев уже решил, что обязательно привезет на отдых в Заамин свою семью.

«Если еще несколько лет назад здесь не было таких коттеджей, как осмотренные нами гостевые дома и гостиница «Гранд Заамин», то теперь их открытие сделало приток туристов более реальным, — считает он. — Это частные инициативы, а ремонт и строительство дорог, дорожные указатели, конечно же, являются задачами муниципальной власти. Несмотря на значительную отдаленность от Ташкента, Заамин вполне конкурентоспособен, а благодаря экологической чистоте района, я назвал бы его нашей Швейцарией».

Хорошо продуманной назвал программу инфотура директор туркомпании «Далавиа» Александр Уланович: «Видно, что работа в районе проводится большая, много сделано, многое еще предстоит. Я благодарен за предоставленную информацию, будем продумывать варианты маршрутов, будем работать. В целом могу сказать, что я в восторге».

По мнению представителя компании «Бек-тур» Нилуфар Яхшиликовой, прежде чем продавать турпродукт, компания должна точно знать, что она предлагает — условия, мероприятия, состояние объектов, уровень обслуживания в средствах размещения и тому подобное.

«Очень важно понимание отличительных особенностей одного региона от других, потому что мы предлагаем гостям различные варианты на выбор (в случае составления многодневных туров). В данном районе, мне кажется, очень хорошо может быть представлен сельский туризм. Если доработать маршрут посещения пещеры «Пешагор», она может стать одним из наиболее популярных мест в районе, тем более что ее сопровождает оригинальная легенда», — отметила Яхшиликова.

Региону и имеющимся у него туристским возможностям не хватает рекламы, считает Марат Мустафин, представитель компании Advantour.

«Если не все жители республики владеют информацией об уникальности в экологическом, историческом, этнографическом положении данного района, то что уж говорить об иностранном туристе. По опыту нашей компании могу сказать, что многие клиенты находят нас через интернет. На сегодняшний день это очень перспективный путь продвижения туристских услуг».

Высоко оценила туристский потенциал региона и Алина Волкова, представитель Edem Travel, однако, по ее мнению, он требует и больших вложений. Особое внимание необходимо обратить на состояние инфраструктуры для проживания туристов. А «изюминкой» Заамина она назвала национальный колорит и повседневный быт местных жителей, которые отличаются от других регионов страны.

Не первый год поддержку предпринимателям, желающим открывать бизнес в туристской отрасли, оказывает Торгово-промышленная палата Узбекистана. Здесь консультируют в вопросах регистрации, лицензирования, налогообложения, оказывают содействие в прохождении необходимого обучения. По мнению представителя тренинг-центра ТПП Ральфа Шписа, дополнительным импульсом для развития туризма в регионе должно стать налаживание связей между туроператорами, специалистами гостиниц и санаториев с коллегами из других регионов, которые имеют значительный опыт.

На середину октября запланирован совместный тренинг-семинар для зааминских предпринимательниц, желающих заняться турбизнесом, и предпринимательниц из Нуратинского района. Мероприятие будет проводиться с целью обмена опытом, демонстрации идей и обсуждения возможностей сотрудничества.

«Инфотур дал очень много информации по Зааминскому району, в частности, по Национальному парку, — сказал Борис Карпов, мастер спорта по горному туризму, представитель компании «Азияспецтур». — Потенциал района очень большой, конечно, требуется работа, чтобы оформить его в турпродукт и предложить на внешнем рынке. На мой взгляд, многие иностранные туристы, посещая Узбекистан, захотят посмотреть как его этнографические и археологические достопримечательности, так и природные памятники».

В числе наиболее перспективных туристских направлений, которые можно развивать в Зааминском районе, туроператоры отметили экологический, медицинский, спортивный, экстремальный, сельский и даже кулинарный виды туризма.