Министерство юстиции опубликовало на своем сайте проект (RAR-архив) новой редакции Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. Над документом работала экспертная группа из числа ведущих специалистов в области административного права, образованная при Минюсте.

Поправки были разработаны в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, предложенной Президентом в ноябре 2010 года.

Напомним, что Ислам Каримов тогда подчеркнул, что новая редакция КоАО должна «отразить тенденции по декриминализации уголовного законодательства и перевод тех или иных правонарушений из уголовной в административную юрисдикцию».

В новом кодексе, отметил Президент, нужно предусмотреть меры по совершенствованию и демократизации процессуальных механизмов рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также обеспечению законности и надежной защиты прав граждан в этой сфере.

Глава государства также предложил передать обязанность оглашения обвинительного заключения по делу в суде первой инстанции исключительно прокурору. В настоящее время обвинительное заключение нередко оглашается судьями, что «не соответствует функциям и предназначению суда», отметил глава государства.

В соответствии с предлагаемыми поправками Кодекс об административной ответственности определяется единым источником об административной ответственности. Это позволит обеспечить унификацию норм законодательства об административной ответственности, которое сейчас включает, помимо КоАО, законы, указы Президента, постановления Олий Мажлиса и Кабинета Министров, решения Советов народных депутатов, хокимов областей и Ташкента и другие документы.

Кроме того, исходя из Конституции Республики Узбекистан, в кодексе также предлагается закрепить приоритет общепризнанных норм международного права.

В целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, пересмотрен и расширен перечень принципов законодательства об административной ответственности.

В частности, кодекс дополняется такими статьями, как «принцип законности», «принцип равенства перед законом», «принцип презумпции невиновности», «принцип гуманизма», «принцип справедливости», «принцип установления истины», «принцип виновной ответственности» и «принцип неотвратимости ответственности». В то же время принцип демократизма из принципов законодательства об административной ответственности предлагается исключить.

В соответствии с предлагаемой статьей «Принцип презумпции невиновности» лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа (должностного лица).

В статье подчеркивается: «Никто не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении актов законодательства».

Принцип гуманизма подразумевает, что «административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий».

В список видов административных взысканий, которые могут применяться к физическим лицам за совершение административных правонарушений, включено предупреждение. Оно выражается в официальном порицании и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда личности, правам и свободам человека, законным интересам юридических лиц, общества и государства, окружающей природной среде, порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности или собственности, а также при отсутствии имущественного ущерба.

По мнению разработчиков, назначение предупреждения по наименее общественно опасным правонарушениям будет служить реализации одной из основных задач кодекса — предупреждению правонарушений. Применение данного взыскания, не ограничивая граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в их правах, будет служить эффективным профилактическим средством, отмечается в комментариях к проекту поправок.

В новой редакции кодекса вводится административная ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем конкретизируются меры административного взыскания, применяемые в отношении юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В список этих мер вошли штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, прекращение приостановление или перепрофилирование деятельности, а также приостановление, прекращение действия или аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами деятельности.

В связи с введением ответственности юридических лиц определены налагаемые на них минимальные и максимальные размеры штрафов. Кроме того, пересмотрен минимальный размер штрафов в отношении граждан — с целью повышения воспитательного воздействия применяемых взысканий.

Кодекс предлагается дополнить статьей «Основания освобождения от административной ответственности», согласно которой физическое лицо может быть освобождено от административной ответственности в случаях совершения административного правонарушения при необходимой обороне, крайней необходимости, оправданном профессиональном риске, невменяемости лица, малозначительности правонарушения, а также примирении с потерпевшим.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть освобождены от административной ответственности в случаях совершения административного правонарушения при оправданном хозяйственном риске, малозначительности правонарушения либо добровольном возмещении причиненного ущерба.

В список обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предлагается включить совершение административного правонарушения по мотивам расовой или национальной вражды или розни, совершение административного правонарушения в отношении беременной женщины, беременность которой заведомо известна лицу, совершившему административное правонарушение, а также правонарушения в отношении инвалида I или II группы, инвалидность которого заведомо известна нарушителю.

С учетом того, что Административным кодексом охватываются все составы административных правонарушений, в том числе в таможенной, налоговой, экологической и других сферах, предлагается расширить основания для продления срока, в течение которого может быть применено взыскание за те или иные правонарушения. В настоящее время срок применения взыскания ограничен двумя месяцами.

Поправками предлагается уменьшить санкции за клевету и оскорбление исходя из принципов гуманизма и справедливости. Кроме того, в рамках декриминализации уголовного законодательства предлагается перевести в административную юрисдикцию уголовные преступления, предусмотренные соответственно частями первой и второй статьи 139 и частями первой и второй статьи 140 Уголовного кодекса.

Как правило, лица признанные виновными в клевете или оскорблении, попадают под действие амнистии, избегая ответственности, поясняют разработчики. Перевод данных деяний в административную юрисдикцию позволит обеспечить либерализацию уголовного законодательства, а также неотвратимость ответственности правонарушителей за вину.

Одновременно вводится ответственность для физических лиц за клевету и оскорбление в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации.

В новой редакции кодекса предлагается ввести ответственность за нарушение установленных требований к употреблению алкогольной и табачной продукции в общественных местах. В настоящее время КоАО предусматривает ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, однако ответственности за употребление табачной продукции не предусмотрено.

В кодекс также может быть включена статья «Осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и должностными лицами». Действующим законодательством установлен целый ряд ограничений для государственных служащих, в частности, на занятие предпринимательской деятельностью. Тем не менее, отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение таких ограничений, что создает условия для коррупционных проявлений.

В проекте поправок конкретизируются государственные органы, должностные лица которых уполномочены составлять протокол об административном правонарушении, с целью устранения проблем в действующей правоприменительной практике. Кроме того, уточняются сроки составления протокола об административном правонарушении, что позволит восполнить пробел в действующей редакции кодекса и исключить нарушения со стороны уполномоченных должностных лиц.