В Узбекистане стартовал широкомасштабный инвестиционный проект по электрификации железнодорожного пути Мароканд-Карши-Термез. По сообщению ГАЖК «Узбекистон темир йуллари», работы по электрификации линии Мароканд-Карши, а позже Карши-Термез будут продолжаться четыре года.

Правительством привлечены средства международных финансовых институтов — Азиатского банка развития (на электрификацию участка Мароканд-Карши протяженностью 140 км) и Японского агентства международного сотрудничества (Карши-Термез — 325 км). АБР в течение ближайших лет вложит 100 млн долларов, JICA — 220 млн долларов.

По информации железнодорожной компании, СП Universal Building Alliance и ОАО «Дорожные электрико-механические мастерские» наладили поставку бетонных опор, решетчатых столбов и консолей для электрификации железнодорожного участка Мароканд — Карши.

Ранее сообщалось, что для финансирования намеченных на ближайшие годы проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры «Узбекистон темир йуллари» в 2012 году увеличивает уставный капитал до 594 млрд сумов. Акционеры (основным является государство в лице Государственного комитета по управлению государственным имуществом) для повышения инвестиционного потенциала компании приняли решение выпустить 150 простых акций номинальной стоимостью более 1,6 млрд сумов каждая. Общая сумма выпуска акций новой эмиссии, которые в ходе закрытой подписки будут переданы в управление Госкомимуществу, составляет 254,7 млрд сумов.

В развитие и модернизацию железнодорожного транспорта «Узбекистон темир йуллари» в 2012 году вложит 389,8 млрд сумов внутренних инвестиций. На электрификацию железнодорожных участков Мароканд-Карши и Карши-Термез придется соответственно 9,8 млрд и 23,9 млрд сумов.

В рамках проекта будет также электрифицирована проходящая в высокогорных условиях и связавшая Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области новая железнодорожная линия Ташгузар-Байсун-Кумкурган протяженностью 223 км.

Электрификация железной дороги снизит себестоимость перевозок за счет уменьшения количества локомотивов. Увеличение скорости движения поездов на 35% повысит пропускную способность дороги. Время перевозки грузов сократится на 1,2 часа, пассажиров — на 40 минут. Важным фактором является внедрение энергосберегающих технологий, позволяющих улучшить экологическую обстановку в регионе, уточнили в компании.

В августе 2010 года «Узбекистон темир йуллари» завершила электрификацию магистрали Ташкент-Ангрен на северо-востоке страны стоимостью 85,4 млн долларов и протяженностью 114 км. Финансирование проекта велось за счет средств кредита германского банка KfW и Кувейтского фонда экономического развития (57,4 млн долларов) и собственных средств «Узбекистон темир йуллари» (28 млн долларов).

По предоставленной железнодорожной компанией информации, электрификация железных дорог Узбекистана ведется с 1971 года. За прошедшие годы были электрифицированы участки Чингельды-Шумилово протяженностью 65 км, Узбекистан-Келес и Шумилово-Кызыл-Тукумачи — 58 км, Узбекистан-Хаваст — 130 км, Хаваст-Бекабад и Хаваст-Джизак — 83 км, Джизак-Самарканд-Мароканд — 130 км.

В настоящее время эксплуатационная длина электрифицированных участков Узбекистана составляет 619,9 км. Проложено 285,2 км высоковольтных кабельных линий, 5695,1 км высоковольтных воздушных линий, находятся в эксплуатации 1123 трансформаторных и 10 тяговых подстанций.

В соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта в стране планируется электрифицировать около двух тысяч километров железнодорожных путей, отметили в компании.

По данным Госкомстата, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Узбекистане составляет более 4200 км. Из них около одной пятой части — 844 км — приходится на Каракалпакстан. Второе место по этому показателю занимает Кашкадарьинская область, на территории которой проходит 11,6% железных дорог Узбекистана. На третьем месте находится Навоийская область с долей 11%.