Мода на здоровый образ жизни диктует моду на новые увлечения. Этим летом в Ташкенте наблюдается настоящий велосипедный бум. На двухколесные пересаживаются не только спортсмены и урбанисты, но и столичные офисные работники, активная молодежь и те, для кого велосипед — воспоминание детства.

В плену у веломоды

Никто не может внятно ответить на вопрос, откуда пришла мода на вело. Здоровый образ жизни — да, но почему именно сейчас и в таком масштабе? Скажете, вся Европа пересаживается с авто на велосипеды. Будете правы. Однако у европейцев свои причины — для кого-то это отсутствие мест для парковки машин, а для кого-то — реальная альтернатива автомобилю. Благо для этого в Европе хорошо развита инфраструктура.

Не будем углубляться в детали, отметим факт: велосипедные прогулки в Ташкенте стали хитом сезона, а прокат велосипедов — новым видом бизнеса, который под влиянием моды приобретает совсем другие масштабы.

Почему прокат? Покупка качественного велосипеда обойдется в круглую сумму — от 300 до 1000 (а то и выше) долларов США. При этом не факт, что, покатавшись неделю-другую, вы не поставите дорогую покупку в чулан до лучших времен. В случае с прокатом вы можете ездить в свое удовольствие за приемлемую по ташкентским меркам цену. В среднем один час проката велосипеда стоит 5000 сумов, сутки — 25 тысяч сумов.

Прогулка на велосипедах — отнюдь не прерогатива молодого поколения. Седлают двухколесных и «белые воротнички», и старшее поколение, а в последнее время появилась и тенденция семейных велопрогулок. Благо пункты проката появились в разных районах столицы.

Бизнес на велосипедах

При подготовке материала мы пообщались с владельцами пунктов проката велосипедов. При кажущейся легкости (по закону открыть велопрокат может любой частный предприниматель или организация, обладающие правом на оказание услуг) дело это простым не назовешь.

«Бизнес начался с того, что я сам стал заложником модного течения, — рассказывает Рустам Акромов, директор OOO Shock (прокат велосипедов внутри бывшего стадиона «Старт»). — Увидел, что сдают велосипеды, захотел покататься с друзьями и столкнулся с проблемой, когда есть желание, а нужного количества велосипедов нет. Ждать очереди утомительно. Так мы с друзьями решили открыть свой пункт проката. По большей части для себя, ну и во благо людям. Прокат работает чуть более месяца. У нас в наличии 10 велосипедов».

«Если честно, я даже не надеюсь оправдать вложенные инвестиции, — признается Акромов. — Как бизнесмен, ведущий параллельно еще несколько дел, я понимаю, что для того, чтобы наладить поток, необходимо либо заниматься этим самому, либо найти ответственного и сильного управленца. С этим пока сложности».

Владелец пункта проката убежден, что для того, чтобы развивать это направление, необходимо разработать инфраструктуру. «В Ташкенте не предусмотрены специализированные дорожки для велосипедистов. Из-за этого мы рекомендуем своим клиентам ездить по тротуарам, если они выезжают в город. Большая часть наших клиентов катается в пределах стадиона. Тут отличные дорожки, крутые спуски и все условия для катания. Однако помимо стоимости проката (5000 сумов в час) придется заплатить 3000 сумов за вход на стадион».

Для открытия бизнеса необходима солидная сумма на покупку дорогих велосипедов. Важно также учитывать быстрый износ оборудования (поломка, покупка дополнительных деталей). Большинство пунктов проката, особенно магазины, сдающие велосипеды, имеют на этот счет специальный прейскурант, где расписана стоимость поломки каждой детали.

С развитием бизнеса растет опасность хищений велосипедов. Пункт проката, расположенный возле Экопарка в центре Ташкента, трижды за месяц был атакован злоумышленниками. Каждый такой «визит» обошелся владельцам в сумму более миллиона сумов.

Владельцы пунктов проката стараются обезопасить бизнес различными способами.

«Перед тем, как сдать велосипед в аренду, мы проверяем его в присутствии клиента и показываем, что он полностью исправен, — рассказывает Абдурауф Ибрагимов (на фото), помощник директора ЧП Sun-Fun (прокат расположен возле бывшей гостиницы «Тата»). — В случае обнаружения поломки взимается штраф, который зависит от степени нанесенного ущерба. Помимо стоимости проката мы обязательно берем залоговое обеспечение. Это может быть любая дорогая вещь, как правило — сотовый телефон».

По словам любителей велосипедных прогулок, в большинстве случаев залоговым документом выступает паспорт или автомобильные права. Однако закон запрещает использовать паспорт гражданина Узбекистана в качестве залогового документа.

«Если говорить о прокате как о серьезном бизнесе, то и подходить к этому нужно в других масштабах, — считает Рустам Акромов. — Нужно иметь минимум 50-60 велосипедов, а это огромные инвестиции. При этом нужно учитывать сезонность бизнеса и тщательно прорабатывать систему штрафных санкций. В этом бизнесе нет никаких гарантий. Может, через год мода на велосипеды в Ташкенте пройдет, а вы не успеете выйти в окупаемость».

В бизнес по прокату велосипедов постепенно включаются и туристские агентства. Первым веломоду подхватило агентство Salambo, которое предлагает велопрогулки по столице с участием профессионального гида.


Фото: Salambo.

«Велотур действует с начала лета, первый заезд состоялся 5 июня, — говорит координатор проекта «Велотур по столичным красотам» компании Salambo Юлия Галиева. — Поездки организуются дважды в неделю по четвергам и воскресеньям с 19:00 до 21:30. Участниками являются люди любого возраста. У нас были и иностранцы, и семейные пары, но в основном это, конечно, молодежь в возрасте от 20 до 35 лет».

По словам координатора проекта, маршрут продуман с точки зрения безопасности: «По дорогам мы не рассекаем, движемся в основном по тротуару. Если нужно пересечь дорогу, мы спускаемся с велосипедов и переходим дорогу по зебре».

Вопросы безопасности

Кто отвечает за безопасность велосипедиста на дорогах столицы? Кто возместит материальный и моральный ущерб в случае ДТП? Кто ответственен за то, что по оживленным трассам гоняют 12-летние подростки, мало задумывающиеся о правилах дорожного движения?

Четких ответов на эти вопросы, к сожалению, нет. Пока любители велосипедной езды проводят активный досуг на свой страх и риск. Владельцы пунктов проката в большей степени беспокоятся о сохранности велосипедов. Что касается возраста, то в пунктах проката уверяют, что не выдают велосипед лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Однако бывают исключения.

«Прежде чем сдать велосипед в аренду, мы просим молодых людей предъявить удостоверение личности, — поясняет Абдурауф Ибрагимов. — Но нередко случается так, что к нам приходят 14-летние подростки и просят сдать велосипед. В этом случае мы требуем присутствия родителей и их устного разрешения».

«По большому счету владельцы пунктов проката должны выдавать клиентам под роспись специальные бланки, в которых прописаны все правила вождения и указано, что управляющий велосипедом полностью отвечает за собственную безопасность на дороге, — говорит Рустам Акромов. — Сейчас в случае ДТП отвечать придется организации, которая сдает в прокат велосипеды. Этот вопрос пока не урегулирован законодательством».

У велобума в Ташкенте есть свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники. Долго ли продлится мода на велосипеды — неизвестно. А пока лето не сдало своих позиций, еще можно с ветерком прокатиться по вечернему городу. Удовольствие того стоит.

Из Правил дорожного движения

  • Управлять велосипедом … при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
  • Велосипед должен быть оборудован звуковым сигнальным устройством и иметь исправные тормоза. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
  • Допускается движение велосипедов … только по крайней правой полосе дороги по возможности правее в один ряд. Если не создаются помехи пешеходам, разрешается движение по обочине. Колонны велосипедистов … при движении по проезжей части должны быть разделены на группы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и облегчающие их обгон.
  • Водителям велосипеда … запрещается: ездить, держась за руль одной рукой (за исключением случая, когда подается предупредительный сигнал перед маневром); перевозить пассажиров (за исключением перевозки пассажиров в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками); поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

О велосипедах в узнете

Узнать ответы на многие вопросы, связанные с велосипедами, получить полезные советы, обсудить проблемы и договориться о «покатушках» можно на форумах uForum и Extremal.uz.