Эксперты Центра экономических исследований в рамках сотрудничества с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Программой развития ООН провели исследование «Социальная защита: предупреждение, содействие и трансформация», посвященное будущему системы социальной защиты в Узбекистане. Краткие выводы исследования опубликованы на сайте ЦЭИ.

Принципиальная схема действующей системы социальной защиты была сформирована в начале 1990-х в условиях экономического спада, с одной стороны, и слабости доставшихся в наследство от Союза институтов социальной защиты, с другой. Модель, опирающаяся на институт махалли, доказала свою состоятельность, предотвратив резкое снижение уровня жизни и обеспечив адресность социальной поддержки.

В дальнейшем усилия по совершенствованию созданной системы позволили задействовать более широкий спектр институтов и инструментов социальной защиты и существенно повысить эффективность системы. Вместе с тем, на фоне высоких показателей экономического роста, продолжающегося уже почти десятилетие, ускорения процессов трансформации и модернизации как экономики, так и общества и институтов, возможно, настало время по-новому взглянуть и на будущее системы социальной защиты, отмечается в исследовании.

Сложившаяся система социальной защиты имеет несколько уровней и включает обязательное социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение, и социальную поддержку отдельных категорий населения, состоящую из: а) адресных мер поддержки отдельных категорий населения, основанных на проверке нуждаемости; б) социальных выплат и льгот отдельным категориям населения без учета их нуждаемости; и в) социального обслуживания населения.

Основной принцип, заложенный в основу данной системы, предполагает противодействие негативным последствиям уязвимости — недостатку материальных средств к достойному существованию.

По мере ускорения темпов экономического роста стали возрастать и реальные доходы населения, что в совокупности с мерами социальной защиты позволило существенно снизить уровень бедности.

Вместе с этим, в условиях высоких темпов роста экономики и доходов населения значимость социальных пособий стала постепенно сокращаться, отмечают авторы исследования. В частности, несмотря на растущие расходы государства на социальную сферу и социальную защиту, средний размер одного пособия по малообеспеченности снизился в 2,5 раза по отношению к средней заработной плате за период с 1999 по 2010 годы.

Если будет поставлена цель сохранить значимость пособий по отношению к среднему уровню доходов в экономике, то это может утяжелить нелегкое социальное бремя бюджета и, соответственно, плательщиков социальных платежей.

Но самое главное, изменившиеся экономические, социальные и институциональные условия предъявляют новые требования к системе социальной защиты.

По мнению экспертов ЦЭИ, необходимо внедрение механизмов, которые помогали бы представителям уязвимых слоев населения лучше и быстрее приспособиться к изменениям во внешней среде — изменить себя, свой образ мышления, свои профессиональные и социальные навыки таким образом, чтобы оставаться вовлеченными в экономически и социально активную деятельность.

Новая система социальной защиты должна преображать уязвимого гражданина в адаптировавшегося или в улучшенного гражданина. Она должна вовлекать маргинальные слои населения в нормальную жизнь и экономическую активность, тем самым меняя портрет общества и формируя его новые моральные ценности и идеалы.

Эксперты предлагают сгруппировать ключевые функции, которые должна исполнять система социальной защиты, по направлениям.

1) Защитные — граждане должны быть гарантированно защищены от случаев, когда они остаются без средств к существованию и оплаты медицинской помощи и других критически важных услуг.

2) Предупреждающие — система должна содержать механизмы противодействия рискам социальной уязвимости. Это может быть обеспечено, с одной стороны, через негосударственное социальное страхование, функционирующее наряду с государственным, с другой — через систему воспитания и информационного оповещения подрастающего поколения о социальных рисках и угрозах, с третьей — распределение материальных активов двойного действия, которые могут быть использованы как для собственного потребления, так и для генерации доходов.

3) Содействующие, направленные на предоставление справедливых конкурентных возможностей для начала собственного дела (микрокредиты и т.д.) либо обеспечения самозанятости.

4) Трансформирующие, направленные на развитие в гражданах из групп риска новых навыков к трудовой/экономической деятельности (переквалификация, льготные кредиты на образование), а также социально-позитивного образа мышления (курсы социальной реабилитации и прочее).

Как отмечают эксперты, большинство необходимых элементов уже существуют, но действуют они разрозненно.

Для начала реформирования системы социальной защиты необходимо выработать и всесторонне обсудить концепт системы. Все ее детали должны быть тщательно продуманы на протяжении всех циклов помощи — с момента поиска и выявления нуждающихся и до момента, когда после оказанного им содействия они «становятся на ноги». Особое внимание должно быть уделено целям функционирования системы. Должны быть получены четкие ответы на вопросы «От чего защищает система социальной защиты?», «Нуждается ли гражданин в защите, содействии или саморазвитии?»

Кроме того, нужно обеспечить вовлечение в систему негосударственных активов — как организационных, так и финансовых. Отсюда отношение государства к определенным видам коммерческой и некоммерческой деятельности должно быть пересмотрено с позиции «государство vs налогоплательщик» на позицию «государство vs партнер по расходам». Соответствующим образом требуют изменения подходы к стимулированию частно-государственного партнерства в социальной сфере.