В центре внимания участников были ключевые решения Водного форума и их значение для рационального управления водными ресурсами в регионе Центральной Азии.

«Всемирный водный форум проводился международным сообществом в шестой раз и, как и в прежние год, его главной целью было оценить современное положение в мировом водном секторе и определить направления, по которым необходимо двигаться дальше», – сказал в интервью агентству член делегации Узбекистана на Марсельском форуме, директор Научно-информационного центра Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (НИЦ МКВК) Виктор Духовный.

«Отличием данного форума было как раз то, что в его ходе старались как можно больше наметить решений. При этом определенные решения были намечены каждым регионом, ведь работе форума предшествовала большая подготовка на региональном уровне. Одним из проявлений этой работы была региональная конференция по водным ресурсам, которая прошла в Ташкенте в мае 2011 года. И на основе, в том числе, и этих решений и предложений были выработаны основные направления совершенствования водного хозяйства в мире и регионах», – отметил он.

Одним из основных достижений форума в Марселе Духовный назвал принятие Министерской декларации, а также поддержку необходимости усиления международного водного права. В работе форума приняли участие 35 тысяч делегатов из 173 стран. Было проведено более 400 мероприятий. Принимая участие в ряде встреч, делегация Узбекистана представляла достижения, которые наработаны в стране по управлению водными ресурсами. В их числе внедрение интегрированных процессов управления водными ресурсами, постоянная нацеленность на снижение расхода воды и приверженность международному водному праву.

«В Узбекистане продолжается совершенствование законодательства в области рационального использования водотоков, особенно трансграничных рек, – отметил в интервью член Комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды, а также депутатской группы от Экологического движения Законодательной палаты Сергей Самойлов. – В существующий закон о воде и водопользовании недавно были внесены дополнения и изменения с учетом международных норм и правил. Сейчас рассматривается целесообразность внесения таких норм, которые на правовом уровне регулировали бы вопросы не только использования водных ресурсов трансграничного характера, но и соблюдения международных норм в данном направлении и ответственность за это».

«Как правило, принятые конвенции носят рекомендательный характер, продолжил он. – Чтобы придерживаться заложенных в них норм правового регулирования, государства должны закрепить эти нормы в законодательстве. В таком случае конвенции будут реально работать, и соответственно будут разрабатываться необходимые мероприятия совместно со странами, расположенными на водотоке для того, чтобы выполнять не только природоохранные мероприятия, но и вопросы распределения воды по всему бассейну водотока».

За годы независимости, отмечалось в ходе встречи, Узбекистан осуществил переход от административно-территориального принципа управления водными ресурсами к бассейновому, что позволило обеспечить более эффективное, стабильное и равномерное распределение воды на всех уровнях.

В результате диверсификации сельскохозяйственного производства доля хлопка на орошаемых землях снизилась с 50% в начале 90-х годов прошлого века до 30% в настоящее время. Остальные орошаемые земли занимают зерновые, продовольственные и кормовые культуры. В результате этого водозабор по всей республике по сравнению с 1980-ми годами уменьшился с 64 до 52 млрд кубометров в год.

Благодаря реализации мероприятий Государственной программы мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 годов достигнуто улучшение мелиоративного состояния около 1164 тысяч га орошаемых земель, уменьшилась площадь сильно и среднезасоленных земель.

Как известно, в регионе отмечается усиление давления сельского хозяйства на состояние водного сектора, что связано с серьезными рисками. Ситуация усугубляется процессами опустынивания и возрастающим водным дефицитом вследствие климатических изменений. Специалисты называют ряд основных угроз для гарантированного доступа к воде. В их числе: недостаток эффективной правовой основы регулирования водных отношений на международном и национальном уровнях, нерациональное использование поверхностных и подземных вод, коммерциализация воды и отношения к воде в отдельных странах региона.

Для преодоления этих угроз государства Центральной Азии, отмечалось в ходе заседания, в первую очередь должны присоединиться к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (от 1992 года) и Конвенции о несудоходных видах использования международных водотоков (от 1997 года). Назрела необходимость выработки общей методологии и усиления координации в оценках ситуации по использованию трансграничных водотоков. Актуально создание национальных программ водосбережения с учетом факторов климатических и иных изменений и их координация на субрегиональном уровне.

В ходе обсуждения было также отмечено, что в итоговых документах шестого Всемирного водного форума нашли отражение положения, сформулированные в ходе международных экологических конференций в Ташкенте в ноябре 2010 года и мае 2011 года. В частности, о недопустимости реализации проекта строительства Рогунской ГЭС в верховьях Амударьи, что приведет к нарушению водно-экологического баланса, вызовет необратимые изменения в экосистемах и нарушит социально-экономическую стабильность в регионе.