Эффективная деятельность любого государства во многом зависит от правильно сформированного бюджета и его расходной части. Учитывая важность этого вопроса, наряду с кардинальными изменениями в сфере экономики страны, реформированию подверглась и система государственных финансов.

Цель проводимых изменений – внедрить такие механизмы планирования, которые позволят наилучшим образом использовать национальные ресурсы в настоящем для максимального достижения результатов в будущем.

Учитывая, что процесс планирования является многоступенчатым, очень важно, чтобы на каждом уровне, в каждом министерстве и ведомстве были подготовленные кадры, владеющие соответствующими методиками.

Министерство финансов в сотрудничестве с Проектом Программы развития ООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» проводит работу по повышению квалификации и росту профессионального уровня работников центрального аппарата Минфина, а также территориальных финансовых органов.

При содействии проекта совместно с Сообществом по взаимному изучению и обмену опытом в управлении государственными финансами (PEM PAL) с 11 по 15 октября для сотрудников территориальных органов Министерства финансов была организована учебная поездка в Словению. Целью поездки было комплексное изучение функционирования бюджетной системы этой страны, сообщили в пресс-службе проекта ПРООН.

Деятельность PEM PAL направлена на оказание поддержки в осуществлении реформ в сфере управления государственными финансами и расходами в 21 стране Европы и Центральной Азии. Организация объединяет высококвалифицированных специалистов в сфере бюджетирования, казначейства и внутреннего аудита.

Словения, молодая страна Евросоюза с населением 2 миллиона человек, обрела незисимость сравнительно недавно, в 1991 году, и является в этом смысле ровесницей с Узбекистаном. Несмотря на то, что Словения существенно прочувствовала на себе влияние мирового финасового кризиса, уровень жизни в этой стране намного выше среднего по ЕС.

Несмотря на высокий уровень децентрализации, государственный сектор имеет немаловажное значение для экономики страны, о чем можно судить по отношению расходов бюджета к ВВП. В 2010 году данный показатель без учета расходов муниципалитетов и внебюджетных фондов составил 26%.

В ходе поездки был проведен ряд встреч с руководством и представителями Министерства финансов Словении, учебные сессии и презентации, на которых была подробно представлена информация, касающаяся бюджетной системы этой страны, проводимых здесь бюджетных реформ и нововведений. Также были обсуждены вопросы, касающиеся среднесрочного бюджетного планирования и государственных закупок.

Поскольку в Узбекистане после принятия постановление Президента «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» от 7 февраля 2011 данная сфера претерпела существенные изменения, эта тема у узбекских специалистов вызвала повышенный интерес.

Как рассказал Горан Китич, специалист Министерства финансов Словении, в стране государственные закупки составляют 10% от ВВП. Есть несколько основных государственных органов в Словении, принимающих участие в процессе государственных закупок. К ним относятся Минфин, на который возложена задача правового регулирования этой сферы, Агентство по государственным закупкам, отвечающее непосредственно за организацию закупа, Национальная комиссия по ревизии процедур предоставления государственных закупок, в функции которой входят обжалование и надзор. Другие участники процесса – государственные заказчики, т.е. министерства и ведомства.

Отличительной чертой системы госзакупок Словении является централизация законодательства и организация закупок. Закупки проводятся методом открытого тендера. При этом, хотя Агентство по госзакупкам и организует тендер, окончательное решение о выборе поставщика и заключения с ним контракта принимает сам заказчик.

В прошлом году доходы консолидированного бюджета Словении составили 15,4 млрд евро или 45,5% ВВП. Планирование расходов бюджета производится на основе центрального программного обеспечения, что позволяет всем заинтересованным министерствам работать в режиме онлайн.

Учебная поездка позволила не только ознакомиться с опытом Словении, но и наладить прямые контакты с экспертами в области реформировании государственных финансов, в том числе в области бюджетного планирования.

«Во время учебной поездки нами было изучена бюджетная система Республики Словения, ее особенности и отличия от бюджетной реформы в Узбекистане, – сказал в интервью Кылышбек Игиликов, начальник финансового отдела Тамдинского района Навоийской области. – В Словении государственный бюджет составляется на два года и в консолидированном виде включает в себя государственный и муниципальные бюджеты, фонды страхования здоровья, пенсионного страхования и страхование за временное нетрудоспособность. Закон государственном бюджете Республики Словения был принят еще в 1990 году, и он устанавливает основные принципы бюджетирования. Ежегодное исполнение бюджета регулируется законом «Об исполнении бюджета». Здесь стоит отметить, что в стране, наряду с вышеизложенными бюджетными реформами, наблюдаются также реформы в области налоговой системы, направленные на понижение налоговых ставок».

С целью изучения опыта в области государственных финансов, а также повышения потенциала специалистов финансово-бюджетной сферы Узбекистана Проектом ПРООН «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» совместно с Министерством финансов были также организованы учебные поездки для сотрудников территориальных финансовых органов в такие страны, как Турция, Чехия и Франция.