Об этом и многом другом узнали участники пресс-тура, посвященного поддержке, которую оказывает Германия в Узбекистане в вопросах языкового обучения.

Первым пунктом поездки журналистов стал Туринский университет. Именно в его стенах в этом году состоялась Летняя языковая школа, инициатором которой является одна из организаций ФРГ, работающих в Узбекистане – Германская служба академических обменов (DAAD).

По словам руководителя Информационного Центра DAAD в Ташкенте Кати Дозе, школа действует уже 12 лет, и информацию о ней студенты-соискатели получают в основном через интернет, в том числе социальные сети. Организация также извещает непосредственно вузы республики.

Победители конкурса для участия в школе приезжают на три недели в Ташкент, чтобы совершенствовать свой немецкий язык, общаться с носителями языка, больше узнать об истории, культуре и современной жизни Германии. Все расходы оплачиваются немецкой стороной, в том числе и проживание в общежитии одного из столичных вузов. В текущем 2011 году школу поддержал Туринский университет.

«В этом году школа проходила с 5 по 23 сентября под руководством опытного педагога из Майнца Кристины Хайленд, – сказала в интервью агентству Катя Дозе. – От соискателей на участие в конкурсе мы получаем 40-50 анкет, по которым отбирается 21 участник школы. Зачастую выбор зависит даже не от уровня знания языка, а от мотивации, оригинальных идей студентов, которые объясняют, почему они хотят принять участие в школе».

Одна из задач школы – поддержать студентов из регионов Узбекистана, дать им стимул для дальнейшего языкового развития. Поэтому в школе представлены молодые люди из самых отдаленных от столицы регионов страны. В дальнейшем некоторые из них, продолжая принимать активное участие в различных проектах DAAD, получают и возможность побывать в Германии с целью развития образования.

Одной из тех, кто в этом году выиграл конкурс на участие в школе, стала Айгуль Ванина. В Гулистанском государственном университете, где она обучается, нет факультета немецкого языка, и она изучает его как второй язык. Однако Айгуль сумела доказать свою сильную мотивацию и интерес к Германии. Получая итоговый сертификат школы, студентка отметила, что ее навыки общения значительно изменились.

«Я практически впервые так много общалась с носителями иностранного языка и смогла усовершенствовать не только свой немецкий, но и английский. Меня очень порадовал тот уровень понимания, который я испытала при общении. Впечатления у меня остались самые приятные, потому что здесь я имела возможность познакомиться с очень многими интересными людьми, пообщаться с ними. В нашей группе было много молодежи из отдаленных регионов – Каракалпакстана, Хорезма, Кашкадарьи и других, и меня приятно удивило, что многие знают немецкий на очень приличном уровне, при этом часть из них не являются студентами языковых факультетов, это будущие медики, технические специалисты. Многих из них заинтересовали культурой и языком Германии специалисты ФРГ, работающие в регионах Узбекистана», – рассказала Айгуль Ванина.

Как отметила в ходе пресс-тура руководитель отдела культуры посольства ФРГ в Узбекистане Свантье Кортемайер, в республике работает целый ряд организаций, которые по поручению правительства Германии действуют именно в сфере поощрения немецкого языка. В их числе – Гёте-институт Ташкент, DAAD и «Центральное управление по делам школьного образования за рубежом».

Германская служба академических обменов работает в Узбекистане в сфере высшего образования. По этой линии в вузах Узбекистана в настоящее время находятся четыре немецких преподавателя. А вышеназванное центральное управление работает со школами, колледжами и академическими лицеями. В этом направлении пять педагогов из Германии преподают немецкий язык для учеников Узбекистана и показывают опыт применения новых методик в языковом образовании.

Данная работа проводится под патронажем инициативы МИД Германии «Школы: партнеры будущего». Цель этой инициативы – организация 1000 школ по всему миру для их объединения в единую сеть партнерских учебных заведений. О том, насколько эффективна эта инициатива в Узбекистане, говорит тот факт, что республике выделено 10 мест для партнерских школ, что сопоставимо с гораздо большими по численности населения странами (например, для России таких мест выделено 14).

В рамках пресс-тура журналисты побывали в одном из таких партнерских учебных заведений – Ташкентском академическом лицее при Университете мировой экономики и дипломатии. Немецкий язык здесь по-настоящему популярен. Как отметил руководитель лицея Матякуб Бакиев, если в начале его деятельности в 2007 году была сформирована одна группа с немецким языком в качестве основного (лицеисты в обязательном порядке изучают по два иностранных языка), то в настоящее время таких групп семь. Данные изменения как раз стали результатом совместных проектов академического лицея и немецкой стороны.

Более того, с 2009 года немецкий язык введен в качестве второго языка всем первокурсникам, а это 350 человек. За три года они получают до 300 часов обучения на немецком языке. Отметим, что для лицеистов профилирующими являются два направления – точные и гуманитарные науки. А языковое обучение является инструментом, с помощью которого эти направления постигаются. При этом основной изучаемый язык должен будет служить для исполнения профессиональных обязанностей, а так называемый «второй» язык – для достаточно свободного на нем общения.

В рамках проекта в лицей поставляются книги, словари, учебники и журналы от четырех авторитетных немецких издательств. В ведущем языковом кабинете установлена интерактивная доска, использование которой является дополнительным стимулом для молодежи, которая сегодня крайне неравнодушна к новинкам информационных технологий. Лицей оснащен двумя параболическими антеннами, что позволяет принимать различные языковые каналы, например, «Евроньюс» на немецком.

Тесно работает лицей и с Гёте-институтом в Ташкенте. Совместно идет разработка учебных программ, а это значит, что занятия проходят по европейской концепции языкового обучения. Ежегодно в апреле при поддержке Гёте-института проходят отборочные туры на участие в языковых курсах, в результате три-четыре лицеиста получают шанс побывать в Германии. В этой стране в разные годы повысили свою квалификацию практически все педагоги немецкого языка лицея.

Для изучающих немецкий язык стали привычными и различные внутренние конкурсы лицея, в том числе на лучшее сочинение и декламацию.

Получая поддержку немецкой стороны, такие учебные заведения, как лицей при УМЭД, способствуют распространению интереса к изучению немецкого языка среди сегодняшнего поколения молодых.

Поэтому закономерно, что в настоящее время Узбекистан стоит на пятом месте в мире по числу обучающихся немецкому языку. Это также влияет на степень интереса немецкой стороны к поддержке и стимулированию процесса языкового обучения.