Давайте обсудим некоторые «перлы» этой статьи. Автор пишет: «Обеспокоенные избытком молодых и безработных сельчан власти страны вновь обратились к системе прописки: любой, кто уезжает из своего региона, теряет такие фундаментальные права, как право на образование и здравоохранение».

Как это вновь обратились? Институт прописки существовал всегда. И за лучшим образованием и качественным медицинским обслуживанием население республики стремится в Ташкент, где и получает их: разве мало в столице обучаются и лечатся иногородних.

Далее автор пишет: «Опасаясь напряженности и социальных волнений, власти Узбекистана обратились к советским методам сдерживания растущей урбанизации и поощрения мигрантов к возвращению в села».

За 20 лет валовой внутренний продукт Узбекистана по паритету покупательной способности вырос в 3,4 раза – с 27,1 до 92,3 млрд долларов, объем промышленной продукции – в 3 раза. За этот период в структуре ВВП доля промышленности возросла с 17 до 24%, доля услуг – с 34 до 49%.

В июле в Ташкенте проходил международный семинар «Совершенствование управления городской инфраструктурой в Узбекистане». Выводы, сделанные специалистами, сводятся к тому, что на современном этапе необходимо уделять самое пристальное внимание при государственном и бизнес-планировании процессам урбанизации и индустриализации. Учитывая, что экономический рост на 80% генерируется в городах, эти процессы и должны стать основой стратегии модернизации страны.

Эти положения учитываются и правительством, которое намерено в ближайшие пять лет увеличить ВВП в 1,5 раза. В этих целях приняты четыре взаимосвязанные стратегические программы развития промышленности, инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, реформирования финансово-банковской системы с совокупным объемом инвестиций 77,4 млрд долларов, которые будут реализованы в 2011-2015 годах.

Активные структурные преобразования в экономике будут способствовать увеличению в предстоящие годы доли промышленности в структуре ВВП с 24 до 28%, в первую очередь за счет развития приоритетных отраслей – энергетика, нефтегазохимическая, химическая, текстильная и легкая промышленности, цветная металлургия, машиностроение и автомобилестроение, фармацевтика, производство строительных и отделочных материалов.

Как можно стремиться к ускоренному развитию промышленности и при этом проводить политику «сдерживания растущей урбанизации»?

Далее автор приводит факт обострения ситуации «после того, как в беднейших районах узбекской столицы – таких, как Сергел, Чилонзор и Куйлуюк – недавно произошли спорадические столкновения между полицией и протестующими». Оставим в стороне орфографические огрехи в названиях ташкентских массивов (возможно, здесь сложности с переводом) и что в Узбекистане не полиция, а милиция. Но где и когда автор приведенных строк мог видеть эти «спорадические столкновения»?

Неизвестный автор пытается взять на себя и функции статистических органов. «По официальной статистике, в 2009 году в городе насчитывалось 2,2 млн. жителей, почти на 1 млн. больше, чем в 1991 году (1,5 млн. человек)».

Возьмем официальную статистику Госкомстата. В 1991 году постоянное число жителей столицы составляло 2136,6 тысячи человек, в 2009 году – 2220,7 тысячи. Как видим, рост населения Ташкента гораздо скромнее указанного в статье.

Далее автор пишет: «На 2011 год точных чисел еще нет, однако по подсчетам численность населения в столице достигла 4 млн. человек». Настоящий провидец!

В статье говорится: «Существует также экономическая причина, которая толкает власти на поиск новых способов возвращения фермеров назад в их деревни. По словам многих аналитиков, спад производства хлопка связан с уменьшением населения в селах и деревнях. Таким образом, правительство решило вновь обратиться к системе прописки, усилив контроль и депортацию внутренних иммигрантов, что считается незаконным деянием».

Еще раз повторим: институт прописки в Узбекистане не отменялся – он существовал всегда. Что касается «депортации внутренних иммигрантов», то иммигрант – это лицо, прибывшее в страну на постоянное место жительства либо на временную работу из-за рубежа. Наверное, автор путает их с мигрантами (лица, совершающие миграцию). И если мигрант находится в столице без временной регистрации, то есть незаконно, он вполне может быть депортирован из Ташкента.

Смешно связывать следующее: «спад производства хлопка связан с уменьшением населения в селах и деревнях». Вспомним, что с первых лет независимости республики был взят курс на сокращение посевных площадей под хлопчатник. Этого курса придерживаются и в настоящее время. 20 октября 2008 года был принят указ Президента «О мерах по оптимизации посевных площадей и увеличению производства продовольственных культур», согласно которому за счет сокращения посевных площадей под хлопчатник были увеличены посевные площади под зерновые колосовые, посевы овощей, масличных и других продовольственных культур.

И заключительный абзац: «Данное решение будет иметь серьезные последствия для многих семей, которые много лет назад переехали в столицу и неплохо обустроились в Ташкенте. Нерезиденты, к примеру, не смогут зарегистрировать своих детей в образовательные учреждения или пользовать услугами здравоохранения. Система приведет к усилению коррупции, предупреждают эксперты: будет достаточно дать взятку полицейскому, компетентным властям или учителям в школах, чтобы прописка была в полном порядке».

К сведению автора: нерезиденты у нас имеют такие же права, как резиденты, а для устранения негативных фактов в вопросах прописки и был принят закон «О Перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области», который вступил в действие 15 сентября.

Автор обсуждаемой статьи расценил принятие закона как ужесточение паспортного контроля и требований института прописки. Словно до этого времени постоянная прописка в Ташкенте была свободной и не было специальных комиссий при хокимиятах Ташкента и Ташкентской области для выдачи разрешения гражданам на постоянную прописку. Закрадывается большое сомнение в том, что человек, написавший статью в Asia News, хоть отдаленно знаком с жизнью страны.

Непонятно вообще, для чего пишутся подобного рода статьи. Самое невинное объяснение – просто подача «горячих» фактов. Хуже, когда имеет место сознательное искажение действительных фактов с целью дискредитировать Узбекистан в глазах мировой общественности.

Информационно-аналитический центр Sion Research риэлторской организации Sion Group (лицензия серия RL 001 №0018, рег. номер RR – 0018).