Фонд «Истеъдод» был организован согласно постановлению Президента от 1 июля 2003 года «Об усовершенствовании системы повышения квалификации и обмена опытом перспективных молодых педагогов и научных кадров».

Как говорилось на пресс-конференции, проведенной фондом в Ташкенте 22 августа, его основной задачей является организация повышения квалификации и обмена опытом перспективных молодых педагогов и научных сотрудников в зарубежных образовательных и научных центрах с целью их ознакомления с мировыми достижениями высоких технологий и передовой науки, а также обеспечение их участия в приоритетных для республики научных исследованиях.

Согласно рекомендациям руководства и решениям ученых советов образовательных учреждений фондом было обеспечено продолжение научных исследований и повышение квалификации 369 одаренных молодых ученых и педагогов в зарубежных учебных и научных центрах.

При поддержке фонда в учебные заведения республики для чтения обзорных лекций по приоритетным направлениям образования приглашаются ведущие профессора признанных в мире высших учебных заведений. Организуется отбор перспективных преподавателей для прохождения повышения квалификации и совместного проведения научных исследований за рубежом.

Фонд сотрудничает с 10 образовательными и научными центрами в других странах. К примеру, согласно двустороннему соглашению с участием фонда и около 30 университетов, а также крупных компаний Южной Кореи ежегодно проводятся международные конференции. До сегодняшнего дня совместно с Южной Кореей было проведено восемь конференций. Из них три были организованы в Южной Корее, по две – в Узбекистане, России, Китае и Казахстане. В этих конференциях приняли участие более 250 педагогов и научных сотрудников из Узбекистана.

Со времени основания фондом были привлечены иностранные инвестиции на общую сумму более 1,5 млн евро, предназначенные для проектов по интеграции вузовской науки и образования в производство с участием отечественных и зарубежных образовательных учреждений и производственных предприятий.

«Истеъдод» совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством народного образования ежегодно проводит республиканский конкурс «Лучший учебник и автор учебной литературы года». Участникам конкурса, занявшим призовые места, выделяются денежные вознаграждения из средств фонда.

При фонде организован и действует Центр дистанционного обучения, в котором обучались по учебным программам зарубежных вузов около 270 профессоров и преподавателей.

Многие молодые педагоги и научные кадры системы образования, пройдя дистанционное обучение, получили сертификаты и дипломы магистра в таких зарубежных учебных заведениях, как Гарвардский университет (США), Московский государственный университет, Интернет-университет информационных технологий, Институт развития информационного общества и Московский государственный институт электроники и математики (Россия), Бизнес-школа Эдинбурга при Университете Херриот-Ватта (Великобритания).

С сентября 2006 года на сайте фонда ведется работа дистанционных курсов по направлениям «Информационные технологии и дистанционное обучение», «Духовность и просветительство», «Инновационные технологии» и другим. На сегодняшний день через сайт фонда обучается 4323 слушателя.

В рамках деятельности фонда по 30 программам дневного обучения повысили свою квалификацию 9302 молодых преподавателя и научных сотрудника. В том числе квалификацию повысили 1290 директоров, заместителей директоров, педагогов, воспитателей и педагогов-наставников средних общеобразовательных школ.

С 1997 по 2003 год по инициативе Президента Ислама Каримова в целях удовлетворения спроса на высококвалифицированные кадры в различных направлениях государственного управления и отраслях экономики Узбекистана более 800 одаренных студентов страны были отправлены в ведущие высшие учебные заведения США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и других стран.

Вернувшись в Узбекистан, эти специалисты, согласно решениям специальной рабочей группы, созданной по распоряжению Президента, были направлены на работу в различные министерства, ведомства, организации, учреждения и предприятия страны. На сегодняшний день большинство из них стали руководителями среднего и высшего звена в различных сферах экономики и государственного управления.