Проводимая правительством работа по дальнейшему продвижению по пути рыночных экономических реформ и модернизации страны не отвечает требованиям, поставленным в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества.

Государственная программа «Год малого бизнеса и частного предпринимательства», утвержденная на текущий год, реализуется с серьезными отставаниями от намеченных сроков.

Такие выводы содержатся в совместном постановлении Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса по итогам заслушивания отчета премьер-министра Шавката Мирзиёева. Глава правительства выступил перед обеими палатами парламента с отчетом о мерах, реализуемых правительством по дальнейшему углублению демократических рыночных реформ и либерализации экономики, а также ходе реализации Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» 15 июля.

Прежде всего, говорится в постановлении, отставание касается требования, отраженного в докладе Президента Ислама Каримова в части необходимости поднять всю работу, проводимую по реформированию экономики, на новый уровень и, в первую очередь, по углублению, совершенствованию и либерализации системы управления экономикой, укреплению права частной собственности и созданию системы надежных гарантий ее защиты.

«Важно снять все препоны на пути развития частной собственности, являющейся основой рыночной экономики, обеспечить принятие законодательных актов, которые устранили бы излишние бюрократические барьеры, обеспечили открытость экономики, содействовали расширению масштабов частной собственности, увеличению роли и доли малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике страны», – подчеркивается в постановлении.

Решения также требует вопрос стимулирования привлечения частных инвесторов во все отрасли экономики и занятия частной собственностью ведущей роли в сфере реальной экономики, в первую очередь, в промышленности и ее ведущих отраслях.

Нетерпимыми, требующими полного искоренения, назвал парламент факты незаконного вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

Реализация Антикризисной программы на 2009-2012 годы позволила стране эффективно противостоять кризису, отмечается в документе. Однако озабоченность вызывает отставание структурных преобразований в экономике, в обеспечении опережающего развития высокотехнологичных производств и состояние внедрения инновационных технологий.

Самого серьезного внимания требуют вопросы диверсификации экономики. Недопустимым является отставание в освоении выделенных средств и реализации ряда инвестиционных проектов по важнейшим направлениям модернизации, технического и технологического обновления производств, включенных в Инвестиционную программу. Это, прежде всего, проекты, связанные со строительством газодожимной компрессорной станции на Навоийской ТЭС, сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в регионах республики, реконструкцией ВЛ 500 кВ «Сырдарьинская ТЭС – ПС «Лочин», а также производством бытовой техники предприятиями ассоциации «Узэлтехсаноат» и другие.

Серьезные вопросы у парламента вызывает качество выпускаемой отечественными предприятиями продукции, прежде всего, потребительских товаров, а также их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. «Крайне недостаточно ведется работа по изучению спроса населения на потребительские товары. Порядка 10% производимой промышленной продукции сегодня оседает на складах предприятий», – подчеркивается в постановлении. Наибольший удельный вес остатков готовой продукции имеет место по мебели производства холдинга «Файз», хлопчатобумажным тканям, плодоовощным консервам и т.д.

Продолжает иметь место импорт многих видов товаров, прежде всего потребительских, выпуск которых можно обеспечить на отечественных предприятиях. В их числе кондиционеры, холодильники, химические нити, парфюмерно-косметические и моющие средства, детские игрушки, осветительное оборудование, маргарин, сливочное масло и другие.

Не может не вызывать серьезную озабоченность положение дел с ростом дебиторской и кредиторской задолженности в ряде отраслей и предприятий, своевременностью возврата полученных кредитов. Наибольшая кредиторская и дебиторская задолженность сложилась по предприятиям «Узбекнефтегаза», «Узбекэнерго» и «Узкимёсаноат», на чью долю приходится 93,1% всей дебиторской и 81,8% кредиторской задолженности, говорится в постановлении.

Несмотря на общее сокращение убыточных предприятий, количество экономически несостоятельных предприятий остается высоким. Наиболее высокая доля их приходится на коммунальные предприятия и предприятия, входящие в состав «Узавтойул», «Узбекэнерго» и «Узкимёсаноат». Тяжелое финансовое положение сохраняется на ГАО «ТАПОиЧ», по которому начата процедура банкротства.

Олий Мажлис отметил, что за последние годы принято в общей сложности более 400 законов, направленных на реформирование, либерализацию и модернизацию экономики. В то же время кардинального изменения требует правоприменительная практика, как в подходах по реализации принятых законов, так и контроля за их исполнением, что свидетельствует, в первую очередь, о недостаточности в том числе со стороны депутатского корпуса внимания вопросам контроля за реализацией принятых законов и нормативно-правовых актов.

В первом полугодии 2011 года по итогам проверок, проведенных органами юстиции, отменено 169 противозаконных решений органов государственного управления, приняты меры по привлечению к дисциплинарной ответственности 742 должностных лиц, 45 из которых освобождены от занимаемой должности и более 100 привлечены к административной ответственности.

Для решения обозначенных проблем парламент рекомендовал Кабинету Министров определить комплекс адресных мер и обеспечить системный жесткий контроль за исполнением органами государственного и хозяйственного управления задач, определенных в Концепции Президента и Государственной программе 2011 года.

Правительству предложено разработать и внести в Законодательную палату предложения об установлении мер ответственности за нарушение должностными лицами требований законодательства в сфере осуществления экономических реформ, а также реализовать предусмотренные законом меры по обеспечению законности в правоприменительной практике органов государственной власти и управления, противодействию проявлениям бюрократизма, формализма и коррупции в их деятельности;

Постановление также содержит рекомендации для Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты, Министерства юстиции, Центрального банка, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, других министерств и ведомств, а также самих Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса.