Индекс покупательского спроса (ИПС) населения Узбекистана рассчитан на основе опросов домашних хозяйств, проведенных Государственным комитетом по статистике в марте. ИПС позволяет определить факторы, влияющие на спрос потребителей, в том числе оптимизм в части будущих доходов и цен, имущественная обеспеченность и сберегательный потенциал домохозяйств.

Обследование домохозяйств проводится в соответствии с разработанной институтом методикой с репрезентативной выборкой и охватом всех регионов республики. Показатель индекса в пределах 0-50 означает крайне пессимистическое настроение, 51-100 – умеренный пессимизм, 101-130 – умеренный оптимизм, 131-160 – оптимизм среднего уровня и 161-200 – высокий уровень оптимизма.

По данным института, в первом квартале индекс покупательского спроса возрос на 3 пункта по сравнению с первым кварталом прошлого года (с 132 до 135). При этом ожидания потребителей в предстоящие шесть месяцев (второй и третий кварталы года) в части увеличения своих расходов на товары и услуги оказались достаточно устойчивыми.

Наиболее высокий ИПС в январе-марте складывался на продовольственные товары (156), дорогостоящие товары длительного пользования (141) и стройматериалы (140). Частный индекс спроса на услуги составил 122. Наибольшие значения отмечены по индексам спроса на услуги транспорта (127), связи (123) и проведения семейных мероприятий (123).

Частный индекс ожидаемого спроса на продовольственные товары имел тенденцию роста (с 149 в первом квартале прошлого года до 156 в первом квартале текущего). Увеличился ожидаемый спрос на мясо, птицу, молоко (на 24 пункта) и на продукцию из них (12), яйца (39), кондитерские изделия (17), рыбу и морепродукты (14).

В марте самые высокие индексы ожидаемого спроса на продовольственные товары отмечены на мясо, молоко и продукцию из них (156), яйца (151), кондитерские изделия (140), муку и все виды хлеба (137). Данный факт свидетельствует о наличии высокого спроса со стороны потребителей на эти виды товаров и необходимости наращивания их производства отечественными производителями.

Активность домохозяйств в строительстве и проведении ремонта жилья объясняет динамику роста спроса на стройматериалы, а также увеличение спроса на мебель, ковры, бытовые товары и кухонное оборудование, необходимое для обустройства нового жилья. В период с апреля по сентябрь приобрести участок земли намечали 8,4% домохозяйств, купить дом или квартиру – 4,5%, начать или продолжить строительство жилья и пристроек – 17,4%, произвести текущий или капитальный ремонт своего жилья – 30,7% респондентов.

По результатам опросов в марте частные индексы ожидаемого спроса на товары повседневного и длительного пользования, стройматериалы и услуги остались на уровне индексов соответствующего периода прошлого года. Во втором и третьем кварталах этого года 33% опрошенных домохозяйств планируют увеличить спрос на товары повседневного спроса, 41% – на дорогостоящие товары длительного пользования, 40% – на стройматериалы и 20% – на услуги.

Индекс ожидаемого роста доходов домохозяйств в первом квартале составил 165, превысив на 3 пункта показатель соответствующего периода прошлого года. В то же время индекс ожидаемого изменения цен сократился на 3 пункта до 150.

Расходы домохозяйств на все виды товаров и услуг выросли. Текущий индекс покупательского спроса увеличился на 7 пунктов с 125 в первом квартале прошлого года до 132 в первом квартале нынешнего года.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров был создан в соответствии с постановлением Президента от 30 июля 2008 года на основе реорганизации Центра социально-экономических исследований.