В год 20-летия независимости Узбекистана проводится оценка развития за этот срок многих сфер жизнедеятельности страны, в том числе экономики. То, в каком направлении необходимо двигаться ее транспортной составляющей, обсудили практики отрасли и представители депутатского корпуса на встрече в Сергелийском хокимияте.

Инициатива такого разговора была обоюдной. У транспортников накопилось немало вопросов к законодательной базе своей сферы, а у депутатов есть необходимость знать ее насущные проблемы, чтобы эту базу развивать дальше. Поэтому разговор получился и насыщенным, и богатым на идеи. Для обсуждения состояния сферы не случайно был выбран именно Сергелийский район – он расположен на стыке транспортных узлов и имеет на своей территории ряд автобусных парков.

Как отметил депутат Законодательной палаты Зиёдулла Убайдуллаев, сегодня законодатели прекрасно понимают всю важность эффективного развития транспорта в целом и частного предпринимательства в этой сфере в частности. В связи с этим актуальным является анализ существующего законодательства, регламентирующего транспортную отрасль с учетом существующих реалий и приведение его в соответствие с международными нормами. Необходимо также учитывать актуальность такого направления, как участие Узбекистана в международных перевозках, являющихся одним из ключевых моментов внешнеэкономической политики страны.

«Цель встречи – обсудить два направления – это перевозки пассажиров и транспортировка грузов, логически связанные между собой как определения в транспортном законодательстве, – отметил Зиёдулла Убайдуллаев. – Законодательная палата уделяет значительное внимание совершенствованию национального законодательства в обоих направлениях, конечно, анализируя при этом международную правовую базу».

«В рамках контрольно-аналитической работы буквально на днях мы заслушали доклад о деятельности компании «Узавтойул» по вопросам, связанным с соблюдением закона «Об автомобильных дорогах». В прошлом году на заседании Комитета по промышленности транспорту и торговле нижней палаты парламента были заслушаны вопросы, связанные с перевозкой пассажиров по Ташкенту. В ходе того заседания была подвергнута серьезной критике деятельность подразделений пассажирских перевозок, поставлены серьезные задачи по совершенствованию правовых механизмов в сфере перевозки пассажиров», – отметил депутат.

В этом году на заседании Сената Олий Мажлиса депутаты и сенаторы совместно рассмотрели вопросы деятельности по исполнению международного законодательства авиакомпанией «Узбекистон хаво йулари» по пассажирским и грузовым перевозкам. Была заслушана информация руководства Национальной авиакомпании об осуществлении законодательства в свете конвенции ИКАО и определено немало задач и проблем.

«В третьем квартале текущего года будет рассмотрена деятельность ГАК «Узбекистон темир йуллари» в контексте международных перевозок, соблюдения международных конвенций. То есть все направления транспортной сферы охвачены Законодательной палатой в контексте парламентского контроля. Это важнейшее направление, которое находится в центре внимания законодателей, поскольку эта сфера жизненно необходима нашей экономике», – подчеркнул Зиёдулла Убайдуллаев.

Участниками встречи было отмечено, что важным вопросом развития транспортной сферы является поддержка участия в ней малого бизнеса и частного предпринимательства, в том числе стимулирование этого участия с точки зрения законодательства. Как известно, сегодня вклад этого бизнес-сегмента в ВВП Узбекистана составляет более 50%, а на предприятиях малого бизнеса занято 74% трудоспособного населения страны.

В ходе обсуждения говорилось о необходимости совершенствования закона «О государственных закупках» с учетом того, что многие транспортники продают свои услуги государству, а значит здесь должна быть максимальная транспарентность и прозрачность для всех потенциальных участников. По мнению транспортников, это также один из важных компонентов конкуренции.

Все еще существует факт незаконных пассажирских и грузовых перевозок. Только в Ташкенте выдано более 5500 лицензий на пассажирские перевозки, из них половина приходится на перевозки автомобильным легковым транспортом. При этом ни для кого не секрет, что на самом деле незаконным извозом занимаются в несколько раз больше владельцев легкового транспорта.

С точки зрения законодателей данная ситуация говорит о том, что есть необходимость в разработке правовых и экономических механизмов, которые позволят создать благоприятные условия для граждан, осуществляющих частный извоз, с тем, чтобы включить их в число участников легальной предпринимательской деятельности. А это предусматривает приобретение лицензии, прохождение соответствующего техосмотра (от чего в немалой степени зависит безопасность пассажиров), то есть соответствие правилам организации перевозок.

Еще одним актуальным вопросом обсуждения стало состояние автомобильных дорог. Дорогостоящая импортная техника, отвечающая самым современным стандартам, указывалось в ходе встречи, просто «гробится» даже на дорогах столицы. В частности, актуально стоит этот вопрос на территории того же Сергелийского района, указывали транспортники. Выделенные средства уходят на т.н. «заплаточный» или, как еще его называют, «ямочный» ремонт, качество которого начинает давать сбой с первыми же дождями.

В ходе обсуждения было указано, что практикам, в частности, тем же транспортникам, в решении актуальных вопросов необходимо теснее работать с депутатами различных уровней, быть партнерами в донесении как проблем, так и предложений по их разрешению, до местной администрации. И состоявшаяся встреча, одна из первых в своем роде, как раз стала примером такого сотрудничества.

Немало вопросов и предложений от участников поступило в отношении работы компаний-экспедиторов, где есть необходимость совершенствования как законодательной базы, так и четкого механизма ее выполнения. Основная цель – здоровая тендерная основа работы экспедиторов, что сегодня соблюдается не всегда.

Вызывает необходимость дальнейшей разработки и основа деятельности компаний-монополистов, таких как «Узбекистон темир йуллари». Так, в отношении таможенных складов, принадлежащих железнодорожной компании, по мнению транспортников, не может быть монополии, они являются субъектами рынка, и здесь необходим пересмотр существующих положений. Рассмотрение данного вопроса также может быть начато с депутатского запроса.

Говорилось и о необходимости пересмотра с точки зрения современных реалий системы таможенного контроля и заполнения при этом ряда документов, которые сегодня во многих странах отменены за ненадобностью. Здесь необходимо как повышать квалификацию специалистов таможни, так и изучать международный опыт, в частности, организации «зеленных коридоров» при прохождении процедур в аэропортах.

Сегодня разрабатывается новый проект Таможенного кодекса, к обсуждению которого, отметили участники встречи, необходимо привлечь широкие круги специалистов, сталкивающихся в своей работе с прохождением таможенных процедур. Сейчас это единственная возможность принятия документов, по-настоящему отвечающих существующей мировой практике.

Разговор о практическом применении существующих льгот и преференций, а также их соответствия реальному положению дел был начат с реплики заместителя председателя Ассоциации международных экспедиторов Узбекистана Рашида Ибрагимова.

«Принятым 23 января 2011 года Минфином и Государственном налоговым комитетом постановлением в Правилах определения товаров, работ, услуг собственного производства в целях определения льгот, преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту четко определено, какие услуги должны считаться собственного производства, чтобы пользоваться этими льготами и преференциями, – отметил Рашид Ибрагимов. – Согласно документу, это услуги или работы, которые выполнены (оказаны) предприятиями собственными силами. Казалось бы, что здесь все четко и ясно, однако я не знаю такую компанию в Узбекистане, да и в мире, которая способна сегодня весь комплекс услуг оказать собственными силами».

Он привел элементарный пример со строительством дорог. «Компания, занимающаяся строительством дорог, все равно привлекает каких-то подрядчиков, субподрядчиков. Все вопросы строительства она не в состоянии сама выполнить. То же самое и с транспортными компаниями. Даже если они обладают, к примеру, своим подвижным составом, все равно они будут вынуждены обращаться еще к кому-то еще. Так, при передвижении составов «Узбекистон темир йуллари» прослеживание вагонов осуществляется специальной железнодорожной службой. Охрану груза также будет осуществлять не сама ГАЖК, а специальные охранные компании, имеющие соответствующие лицензии. Так что даже «Узбекистон темир йуллари», которая является государственной компанией, часть услуг оказывает не своими силами. Получается, необходимо пересмотреть положение о преференциях и льготах, условия которых ни одна компания не в состоянии выполнить».

Транспортники и представители заинтересованных структур, таких как Антимонопольный комитет, местная администрация и другие, обсудили также вопросы регламентирования деятельности транспортных терминалов, подъездных путей, защиты прав потребителей услуг транспортной сферы и другие наболевшие вопросы, для которых двухчасовой встречи оказалось совсем недостаточно.

По инициативе руководителя районного Центра содействия занятости Халиды Низамовой, участниками было принято решение подготовить конкретные предложения по обсужденным и другим вопросам, касающимся совершенствования работы транспортной сферы. И для обсуждения вопросов сферы на уровне местной администрации, и для работы депутатов по совершенствованию законодательства в данном направлении такие предложения, по мнению участников встречи, в современных условиях просто необходимы. А практики, со своей стороны, готовы работать в партнерстве.