На пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Узбекистана, открывающемся 25 марта, будет рассмотрен закон о внесении изменений и дополнений в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Поправки были приняты Законодательной палатой в третьем чтении 18 марта.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу в 2008 году. К настоящему времени отдельные положения закона требуют совершенствования и приведения в соответствие с современными тенденциями, а также практикой его применения.

Как сообщил газете «Правда Востока» член Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Собир Жабборов, поправки направлены на улучшение законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно статье 14 действующего закона страховщик, осуществляющий обязательное страхование, должен иметь в Каракалпакстане, областях и городе Ташкенте своих представителей, уполномоченных для заключения договора обязательного страхования, рассмотрения требований потерпевшего, его наследника или правопреемника о страховых выплатах и осуществления последних.

В то же время частью второй статьи 47 Гражданского кодекса предусматривается, что осуществление всех функций юридического лица или их части возможно лишь его филиалом. Поскольку иные представители не могут осуществлять функции юридического лица, соответствующие изменения вносятся в статьи 14, 15, 19 закона.

Отождествляется поступление денежных средств на банковские счета страховщика и страхового агента внесением дополнения в статью 12 закона в связи с тем, что в соответствии со статьей 9 закона «О страховой деятельности» страховой агент осуществляет свою деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страховщика.

Согласно статье 15 дубликат страхового полиса выдается по заявлению страхователя лишь в случае его утраты. Однако, как свидетельствует практика, зачастую возникает необходимость заменить его из-за порчи. Вносимое дополнение определяет порядок выдачи дубликата страхового полиса и в этом случае.

Поправки предусматривают расширение числа страхователей, которым предоставляется право на получение скидок по страховым премиям. Это военнослужащие и призванные на учебные и проверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

Этим и ряду других лиц предоставляется скидка в размере 50% при уплате страховой премии. Остальная сумма компенсируется Фондом гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Напомним, что действующий закон предусматривает скидку в размере 50% при уплате страховой премии пенсионерами, инвалидами, участниками и ветеранами трудового фронта войны 1941-45 годов, пострадавшими в результате чернобыльской аварии и другими лицами.

На практике есть случаи причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в результате использования транспортного средства лицом, завладевшим им незаконным путем. Однако ни страховщики, ни Фонд гарантирования выплат не имеют законных оснований для его возмещения. Для обеспечения принципа гарантированности возмещения вреда в перечень случаев, когда производится компенсационная выплата, вносятся соответствующие дополнения.

Статьей 29 предусмотрено правовое положение Фонда гарантирования выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Учитывая незаменимую роль фонда в реализации принципа гарантированности возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших, а также социальную ориентированность его деятельности, не предусматривающей извлечение прибыли и распределение полученных доходов между его участниками, возникает необходимость придать ему статус некоммерческой организации. Это в свою очередь соответствует статье 17 Налогового кодекса.

Для осуществления компенсационных выплат Фонду гарантирования выплат необходима информация от правоохранительных органов, судов, медицинских, сейсмологических, ветеринарных, гидрометеорологических и других организаций. В связи с этим дополнением в статье 36 закрепляется обязанность этих организаций предоставлять фонду по запросу документы и заключения, необходимые для решения вопросов о причинах и обстоятельствах наступления страховых случаев и причиненном вреде с целью определения размера страхового возмещения страховщиком.