Торжественное открытие мероприятия состоялось 28 января, сообщили в посольстве Беларуси в Узбекистане.

Открывая экспозицию, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов подчеркнул значение выставки в укреплении дружественных связей между двумя странами. Он выразил надежду, что выставка позволит жителям Беларуси познакомиться ближе с Узбекистаном, культурой и традициями узбекского народа.

Красота и ценность художественных экспонатов, представленных на выставке, отметили выступавшие на открытии выставки, в том числе представители узбекской диаспоры, проживающей в Беларуси. В программу открытия вошло также выступление художественного коллектива народного любительского объединения «Шматгалоссе».

На выставке представлены предметы, изготовленные руками узбекских мастеров. Сделанные в Самарканде и примыкающих к нему районах южного Узбекистана расписная зелено-коричневая и глазурированная керамика представлена работами потомственного мастера Махкама Обракулова. В династии Обракуловых по мужской линии уже несколько поколений передаются секреты гончарного ремесла, женщины этой семьи – искусные вышивальщицы.

Достойное место в композиции занимают пятнистые кувшины мастера Рофе Вахидова. Такие сосуды изготовлялись на протяжении всей истории Самарканда. Их называли абри-бахор – весеннее облако. Пятнистая окраска напоминает узорные ткани и имеет магическое значение – предохраняет сосуд и его содержимое от сглаза.

Каждый гончар самаркандской школы неповторим. Джума Кобилов декорирует свои чаши и блюда кобальтовой росписи по белому фону. Богатым растительным орнаментом привлекают изделия Худойберды Хакбердиева. Неглазурированные сосуды Джамшида Эгамбердиева и Мансура Насырова сдержаны, благородны, исполнены изящества и гармонии.

На выставке представлены и образцы лепной керамики, считающейся самым древним видом гончарного ремесла. Такую керамику делают без гончарного круга, лепя ее руками из одного куска глины. Предназначены лепные сосуды для хранения воды и продуктов. Хумы (кувшины для воды и масла) Рофе Вахидова привлекают особенной мягкостью и стройностью формы, гармонией пропорций.

Особая страница в творчестве керамистов Самарканда – изготовление игрушек. Гончарная игрушка Средней Азии имеет такие же древние традиции, как и керамическая посуда. В прошлом игрушки участвовали в различных ритуалах, связанных с приходом весны, ожиданием хорошего урожая и пожеланиями благоденствия для каждой семьи. Игрушки не были рассчитаны на долгую жизнь. Сейчас они чаще всего являются сувенирами.

Один из старейших центров узбекской керамической игрушки – кишлак Уба. Здесь игрушки делаются традиционно женщинами, и в их числе – Кубаро Бабаева. Игрушки Убы не покрываются глазурью, их украшают лепниной и росписью. Игрушки изображают лошадей, собак, всадников, фантастических зверей.

Самаркандские мастера ХХ века также обращаются в своем творчестве к игрушке, но их сюжетные композиции – это, скорее всего, уже миниатюрная скульптура. Появление подобного рода мелкой пластики в искусстве самаркандских мастеров связано с именем Усто Умаркула Джуракулова. Его школу на выставке представляют работы семьи Мухтаровых. Люди, занятые повседневными делами, герои-воины, драконы – все произведения мастеров Мухтаровых отмечены чистотой формы и цельностью композиций.

Широко известны за пределами Узбекистана и вышитые ткани – сюзане, изготовленные руками искусных мастериц. На основе техники сюзане сегодня создаются предметы разного назначения – покрывала, молельные коврики, настенные ковры. Искусству вышивки учатся с раннего детства. Хотя орнаментальные мотивы в вышивке, как и во всем прикладном искусстве Востока, каноничны, каждой ткани присущ свой стиль и орнаментация.

Искусство мастеров Самарканда сегодня известно во многих странах мира, и маститые и молодые художники работают плодотворно, творчески и увлеченно.

Выставка продолжит работу до конца февраля.