Министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов, выступая на саммите ОБСЕ в Астане, в очередной раз призвал к проведению независимого международного расследования погромов, убийств и насилия, совершенных 11-14 июня на юге Кыргызстана, и привлечению к судебной ответственности заказчиков, организаторов и исполнителей «кровавых злодеяний».

«Пока не будет поставлена точка и не определены конкретные виновники июньской трагедии, трудно утверждать, что эта трагедия вновь не повторится», – заявил руководитель делегации Узбекистана.

«Своевременное проведение объективного независимого международного расследования, исключающего предвзятость и односторонний подход, а также твердая принципиальная позиция мировой общественности могут открыть дорогу к примирению и согласию между киргизами и узбекской общиной Кыргызстана», – подчеркнул министр.

Владимир Норов с сожалением признал, что «ОБСЕ и ее структуры практически никакой позитивной роли в предупреждении и нейтрализации кровавых событий на юге Киргизии не сыграли».

Говоря о международной комиссии по расследованию трагических событий во главе с Киммо Кильюненом, глава МИДа отметил, что «практически эта группа собственно не имеет никаких полномочий ни от ООН, ни от ОБСЕ». «Возникает вопрос: кто и на каком уровне будет рассматривать результаты этой группы. Ответа на этот вопрос пока мы не имеем», – отметил он.

События на юге Кыргызстана создали серьезную угрозу дестабилизации обстановки в Центральной Азии. Свержение дискредитировавшей себя президентской власти, сложившаяся напряженность и противостояние, складывающийся расклад политических сил стали прологом для провоцирования жестоких кровавых событий на межэтнической почве. Погибли сотни людей, пострадали тысячи мирных граждан, напомнил Владимир Норов.

«В этой сложной и взрывоопасной ситуации недопущение эскалации развития событий стало для Узбекистана серьезным испытанием. Принять на своей территории более 100 тысяч беженцев, среди которых женщины и дети, разместить, обустроить и обеспечить их всем необходимым, не позволить разрастись насилию, сохранить на пограничной территории спокойствие, исключить любой взрыв эмоций, страстей и экстремизма, которые могли бы иметь непредсказуемые последствия – стоило больших усилий и ресурсов», – отметил министр.

По мнению Владимира Норова, в сложившейся ситуации необходимо выработать четкие правила и механизмы защиты интересов национальных меньшинств. Это позволит эффективно и оперативно решить возникающие проблемы, а также предотвратит использование отдельными силами подобных ситуаций в политических интересах.

Другим вопросом, затронутым главой делегации Узбекистана на саммите, стала ситуация в Афганистане. Владимир Норов заявил, что Узбекистан, учитывая исторический опыт, «строит и будет строить свои отношения со своим близким соседом – Афганистаном только на двусторонней основе, исходя из взаимных национальных интересов».

Он подчеркнул, что Узбекистан «не считает для себя возможным участие в реализации программ и проектов, принимаемых на коллективной или блоковой основе».

«Когда мы говорим о транзите грузов в Афганистан через территорию Узбекистана, мы имеем в виду только невоенные грузы», – добавил министр.

Владимир Норов подчеркнул, что участие Узбекистана в оказании помощи Афганистану остается достаточно весомым. «Сегодня практически город Кабул и его окрестности полностью обеспечиваются электроэнергией за счет поставок из Узбекистана. За счет средств нашей страны также построены десятки мостов, дорог и социальных объектов».

В октябре узбекской стороной завершено строительство железнодорожной ветки от пограничного Хайратона до Мазари-Шарифа, являющегося одним из крупнейших региональных центров Афганистана.

«Все более очевидным становится факт, что военного решения афганской проблемы нет, а избранная стратегия коалиционных сил по умиротворению Афганистана не приносит ожидаемых результатов», – продолжил глава МИД Узбекистана.

В этой ситуации чрезвычайно важно найти альтернативные пути достижения мира и стабильности в Афганистане. В их числе, по мнению Узбекистана, значимую роль могло бы сыграть создание под эгидой ООН контактной группы «6+3», предложенной Президентом Исламом Каримовым в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте и вновь озвученной им на саммите по Целям развития тысячелетия в сентябре в Нью-Йорке.

«Смысл и содержание узбекской инициативы основаны на необходимости признания, что проблемы своей страны должны решаться самими афганцами при содействии тех стран, кто, исходя из своих интересов безопасности, заинтересованы в окончании войны и стабильном будущем Афганистана. Переговоры, по нашему мнению, должны вестись со всеми основными противоборствующими силами», – пояснил министр.

Первоочередное внимание должно быть уделено оказанию экономической помощи, реализации социальных, инфраструктурных и гуманитарных проектов, решению проблем занятости населения, острейших задач по борьбе с бедностью, нищетой и бесправием. Необходимо проявить полное уважение многовековым традициям, обычаям и ценностям религии ислама, которых придерживается народ Афганистана, подчеркнул Владимир Норов.

Напомним, что в первом за 11 лет саммите ОБСЕ в Астане, открывшемся 1 декабря, участвуют главы государств и правительств 56 стран-участниц и 12 стран-партнеров организации. В нем участвуют 38 глав государств и правительств, 1 вице-президент, 7 заместителей председателя правительств, 14 министров и другие высокопоставленные чиновники из государств-участников ОБСЕ и стран-партнеров по сотрудничеству.

В первый день саммита выступили Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, действующий председатель ОБСЕ, государственный секретарь и министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, президента Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Петрос Эфтимиу, Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо и другие.

На первой встрече на высшем уровне после Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999 году и первом саммите в Центральной Азии будут затронуты такие вопросы, как терроризм и торговля людьми, недавние события в Кыргызстане и ситуация в Афганистане и другие.