Инфраструктура железнодорожной линии между столицей и Самаркандом будет приведена в соответствие с международными требованиями и стандартами. В дальнейшем этот маршрут будет продолжен до Бухары и Хивы, заявил в ходе прошедшей в Ташкенте международной туристической ярмарки заместитель премьер-министра Эльёр Ганиев.

Для оснащения железной дороги в ноябре 2009 года испанская Patentes Talgo S. A. и государственно-акционерная железнодорожная компании «Узбекистон темир йуллари» подписали контракт на приобретение двух высокоскоростных поездов AVE 250 стоимостью 38 млн евро.

Финансирование контракта будет осуществляться за счет кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана в объеме 19 млн евро и собственных средств «Узбекистон темир йуллари».

Эксплуатационная скорость движения поезда запланирована на уровне 250 км/ч. Поставка поездов в Узбекистан запланирована на март-апрель 2011 года. В рамках контракта предусмотрены организация сервисного обслуживания поездов, а также подготовка машинистов в Испании.

Кроме поставки поездов AVE к середине 2011 года будет завершено строительство инфраструктуры для движения высокоскоростных поездов на участке «Ташкент-Самарканд» стоимостью около 70 млн долларов.

В частности, планируется запустить две новые электрифицированные линии – двухпутной «Джизак-Янгиер» и однопутной «Янгиер-Фархад». Новые участки общей протяженностью 150,5 км будут построены в обход транспортного узла «Хаваст» (Джизакская область) параллельно уже действующей линии «Джизак-Янгиер».

Новая линия позволит ввести в эксплуатацию регулярное движение высокоскоростных поездов между двумя крупнейшими узлами – Ташкентом и Самаркандом, сократить расстояние на участке на 10 км, а также увеличить перевозку грузов.

В рамках модернизации инфраструктуры будут также осуществлены работы по улучшению технического состояния путей и контактной подвески. Генподрядчиками реализации проекта являются узбекские компании и организации.

С 2004 года на железнодорожной линии «Ташкент-Самарканд» курсирует электропоезд «Регистан» со скоростью движения до 160 км/ч, что позволило сократить время в пути на данном участке до 3 часов 30 минут. Запуск высокоскоростного поезда AVE по данному маршруту позволит сократить время в пути до 1,5 часов.

В конце 2002 года «Узбекстон темир йуллари» завершила проект по реконструкции 320-километрового участка железной дороги Чингельды-Ташкент-Самарканд общей стоимостью 126 млн долларов. Финансирование проекта осуществлялось за счет займа АБР в объеме 70 млн долларов и кредита Фонда международного развития Организации стран экспортеров нефти (Фонд ОПЕК) в размере 5 млн долларов.

В Узбекистане при общей протяженности железнодорожных путей в 4100 км электрифицировано 650 км, из них свыше 400 км – за последние шесть лет. Всего в республике планируется электрифицировать около 2000 км железных дорог.