Обстановка в Афганистане уже в течение 30 лет является проблемой не только для самого афганского народа, но и для всего мирового сообщества – это и наркотики, и организованная преступность, в первую очередь терроризм, и торговля оружием, которые распространяются отсюда далеко за пределы региона. Сегодня, как отметил Президент Ислам Каримов в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса Узбекистана 27 января, становится очевидной необходимость коренного изменения подхода к урегулированию ситуации в этой стране.

Глава государства на многих международных встречах высокого уровня, в том числе проходивших в рамках ООН, ОБСЕ, НАТО/СЕАП и ШОС, неоднократно выдвигал перспективные инициативы, направленные на комплексное решение этой проблемы, и призывал страны мира и международные организации объединить усилия для их реализации.

Особое место среди международных структур, которые стремятся внести свой вклад в процесс нормализации положения в Афганистане, занимает Шанхайская организация сотрудничества. В 2005 году по инициативе Узбекистана была создана специальная контактная группа «ШОС-Афганистан», в 2009 году прошла международная конференция ШОС по Афганистану. Президент страны Хамид Карзай несколько раз принимал участие в саммитах глав государств этой организации.

Все страны, входящие в ШОС, заинтересованы в стабилизации обстановки в Афганистане. Это объясняется не только стремлением помочь наладить мирную жизнь. Очень важный фактор – то, что Афганистан расположен в непосредственной близости от большинства государств-членов ШОС и является для них основным источником угроз.

И угрозы эти – достаточно серьезные и вполне реальные. В Афганистане базируется целый ряд террористических группировок, которые используют его территорию для подготовки террористических актов в сопредельных государствах. Расширяет свои масштабы наркобизнес. В 2009 году в общемировом производстве опия доля Афганистана составила около 92%.

Такая ситуация ни у кого не вызывает оптимизма, и положение в стране все ухудшается. Несмотря на то, что Международные силы содействия безопасности (ISAF) приняли решение существенно увеличить возглавляемый НАТО военный контингент в Афганистане, им так и не удалось взять под контроль охваченные смутой территории. В основном войска коалиции ограничиваются обороной крупных городов, укрепленных районов и собственных баз.

В чем же причины того, что силовые меры не дают ожидаемого эффекта? Дело в том, что афганский конфликт – это, по сути, целый клубок взаимосвязанных проблем, которые глубоко проникли во все сферы и слои общества, и решать их надо одновременно. Поэтому при урегулировании ситуации в Афганистане следует учитывать все факторы, ее формирующие, – религиозный, этнический, исторический и геополитический. Как отметил Президент Ислам Каримов, очень важно обеспечить уважение национальных обычаев, культуры и религиозных ценностей многонационального и многоконфессионального народа Афганистана.

Афганистан, как известно, является исламским государством. Большое влияние на общественные и политические процессы в стране оказывают религиозные взгляды и традиции. Основная часть населения исповедует ислам суннитского толка – 84%, но есть и шиитское меньшинство – 15,8%. Очень сильно разделение на этнические группы.

На протяжении столетий Афганистан был местом столкновения геополитических притязаний многих стран, которые пытались установить контроль силой оружия и насильственными методами, но, как свидетельствует история, безрезультатно. Об этом говорит опыт колониальных британских войн XIX и начала XX веков, советского периода 1980-х годов. Негативное влияние на развитие страны оказало установление в 1893 году так называемой «линии Дюранда» и буферного статуса Афганистана, определенного российско-британскими соглашениями «О разграничении афганских владений» и «О разграничении сфер влияния на Памире». Эффективности военных операций и контроля также всегда мешали сложные географические условия – почти три четверти территории страны занимают горы и возвышенности.

На саммите НАТО/СЕАП в апреле 2008 года в Бухаресте Президент Ислам Каримов – первым среди глав государств мира – заявил о том, что афганскую проблему нельзя решить только военными методами. Формирование политического устройства Афганистана и процесс восстановления страны должны основываться на собственной модели, которая будет соответствовать национальному менталитету, историческим традициям, сложной этнической и конфессиональной структуре афганского общества. И стороны, заинтересованные сегодня в улучшении ситуации, при разработке системных программ содействия призваны учесть весь этот комплекс специфических условий.

Реальные шаги в этом направлении предпринимает ШОС, которая почти сразу после своего образования объявила о борьбе с «тремя силами зла» – терроризмом, религиозным экстремизмом и сепаратизмом. В ходе саммита глав государств ШОС в Ташкенте в 2004 году было принято решение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Страны ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения. Все это обусловлено необходимостью усиления охраны пограничных с Афганистаном зон, улучшения взаимодействия и обмена информацией между правоохранительными органами стран региона.

Кроме того, государствами-членами ШОС подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Работа в этой сфере очень важна, ведь Центральная Азия является одним из основных направлений транзита наркотиков из Афганистана, которые затем поставляются в Россию, страны ЕС и Северную Америку. При этом зачастую именно на средства наркодельцов финансируется международный терроризм и экстремизм, создавая угрозу региональной и общемировой безопасности.

Урегулирование афганской проблемы принесет государствам-членам ШОС и экономическую выгоду. Страны Центральной Азии получат доступ к мировому океану. Узбекистан уже реализует проект выхода к крупным портам в Иране и Пакистане. А Китай, к примеру, получит кратчайший путь для экспорта энергоресурсов из стран Ближнего Востока и возможность доступа к крупному порту Гвадар в Пакистане.

С учетом всех этих взаимосвязанных факторов особое значение приобретает политическая инициатива Президента Узбекистана по восстановлению успешно действовавшей во второй половине 1990-х годов под эгидой ООН контактной группы «6+2» по Афганистану и преобразованию ее в группу «6+3» – за счет включения в ее состав также НАТО, помимо государств-соседей, России и США. Группа призвана стать консультативным органом международного сообщества и важным инструментом в стабилизации ситуации и восстановлении Афганистана.

Само время требует скорейшей реализации этой инициативы, которая вызвала большой интерес международного сообщества. То, что Узбекистан на деле последовательно реализует комплексную стратегию помощи в восстановлении Афганистана, которая может стать примером для многих других государств, в том числе членов и наблюдателей ШОС, подтверждают факты. Сегодня Узбекистан лидирует по многим направлениям в этом процессе.

В декабре 2001 года между правительством Узбекистана и ООН был подписан Протокол о содействии поставкам гуманитарной помощи из Узбекистана в Афганистан. Для переброски таких международных грузов сегодня используется аэропорт города Навои. Следует особо подчеркнуть, что Узбекистан регулярно осуществляет собственные поставки продовольственных товаров и строительных материалов афганскому народу.

В январе нынешнего года узбекские специалисты начали строительство железной дороги протяженностью 75 км, которая свяжет северные афганские города Хайратон и Мазари-Шариф. В дальнейшем планируется довести ее до Герата. Возведены 11 мостов вдоль маршрута «Мазари-Шариф–Кабул». Налажено обеспечение Афганистана электроэнергией по ЛЭП-220 «Узбекистан-Кабул» мощностью 150 мВт, благодаря чему подача электричества в эту страну увеличилась в шесть раз. Кроме того, между компаниями «Узбектелеком» и Afghan Telecom Corp. заключено соглашение об установлении оптико-волоконной связи и обеспечении доступом в интернет.

Мировое сообщество признает, что определенный Президентом Узбекистана путь многовекторного содействия в восстановлении Афганистана – наиболее перспективный. Ведь основными аспектами урегулирования ситуации в Афганистане являются реабилитация национальной экономики, создание рабочих мест, обеспечение доступа к образованию, квалифицированной медицинской помощи и другие виды экономической и социальной поддержки.

В соответствии с этим и деятельность ШОС в Афганистане должна быть нацелена в первую очередь на реализацию экономических, инвестиционных проектов. А возможности для этого есть. К примеру, объединенными усилиями стран-участниц ШОС может помочь в добыче, производстве и распределении энергоресурсов, создании крупных транспортных путей сообщения и телекоммуникаций, а также благоприятных условий для торговли и притока инвестиций в афганскую экономику, в подготовке местных специалистов. Все это будет способствовать и укреплению регионального экономического сотрудничества.

Определение единой позиции стран-участниц ШОС по афганскому вопросу существенно повысит как потенциал самой организации, так и ее авторитет на международной арене. Более активное и действенное участие ШОС в урегулировании ситуации в Афганистане на основе разработанной Узбекистаном стратегии полностью отвечает интересам каждого государства, входящего в эту международную организацию, и всего мирового сообщества в целом.