Информационное агентство «Жахон» при Министерстве иностранных дел 18 мая разъяснило ситуацию вокруг вагонов с грузами для Таджикистана, находящихся на территории Узбекистана.

Как отмечается в сообщении агентства, в последнее время в ряде СМИ отмечаются спекуляции о якобы осуществляемой Узбекистаном «транспортной блокаде» грузов, предназначенных для Таджикистана.

«Несмотря на то, что проблемы с задержкой транзита через территорию Узбекистана железнодорожных составов с грузами для Таджикистана имеют в основном технический и логистический характер и обусловлены многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики, таджикская сторона обвиняет Узбекистан в нарушении ранее заключенных нормативно-правовых документов в области международного транзита грузов и пытается всячески политизировать данный вопрос и вывести его за рамки двухстороннего формата», – говорится в сообщении.

«Такие заявления таджикской стороны неправомерны и ничем не обоснованы, а попытки официального Душанбе апеллировать к различным международным организациям вызывают глубокое недоумение», – подчеркивает мидовское информагентство.

По данным «Жахон», проблема задержки вагонов состоит в следующем.

Перевозка экспортно-импортных грузов Таджикистана транзитом по территории Узбекистана осуществляется в трех направлениях с назначением на станции, расположенные на Душанбинском, Курган-Тюбинском и Согдийском участках Таджикской железной дороги.

Проблем по пропуску транзитных грузов по пограничным станциям Бекабад и Кудукли в Душанбинском и Согдийском направлениях не имеются.

Вместе с тем, существуют «определенные сложности по транзиту грузов в Курган-Тюбинском направлении, которые связаны с многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры на этом участке».

Как поясняет агентство, это вызвано «выполнением узбекской стороной своих международных договоренностей по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан, а также существенным увеличением грузопотока и объемов перевозки товаров в первом квартале текущего года».

В связи с отсутствием достаточных финансовых и технических средств ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» не имеет возможности своевременно завершить ремонтные работы и реконструкцию железнодорожного участка Термез-Амузанг, который пролегает через неустойчивую сейсмическую зону и отличается частыми обильными селевыми потоками. Данная ситуация напрямую влияет на пропуск грузовых вагонов в направлении Курган-Тюбинского участка железной дороги Таджикистана, подчеркивается в сообщении.

Тем не менее, заверяет агентство, в Узбекистане в настоящее время проводятся интенсивные работы по обеспечению опережающего пропуска железнодорожных составов с грузами, предназначенными для экономики Таджикистана.

По состоянию на середину апреля перевезено 1,298 миллиона тонн транзитных грузов, в том числе в Таджикистан – 1,081 миллиона, из Таджикистана – 216,6 тысячи тонн. В частности, через пограничную станцию Бекабад на Согдийский участок таджикской железной дороги перевезено 374,8 тысячи тонн, через пограничную станцию Кудукли на Душанбинский участок перевезено 790,5 тысячи тонн транзитных грузов.

«Жахон» подчеркивает, что сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние и на экономику Узбекистана. Убытки из-за простоя железнодорожных вагонов составляют примерно 3,5 млн долларов США в год.

В целях предотвращения нарушения сроков доставки грузов и простоя вагонов с назначением в южные регионы Таджикистана «Узбекистон темир йуллари» направила телеграфные обращения в Центральный Совет по железнодорожному транспорту с просьбой объявить конвенционное запрещение на погрузку всех грузов, следующих через межгосударственный стыковой пункт Амузанг с назначением на станции Курган-Тюбинского участка Таджикской железной дороги. Однако конвенционное запрещение объявлено не было.

В этой связи отгрузка в данном направлении со стороны железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии продолжает осуществляться, что приводит к скоплению вышеуказанных вагонов на узбекской железной дороге.

Для разрешения этого вопроса узбекская сторона неоднократно обращалась к администрации Таджикской железной дороги с предложением изменить направление следования всех грузовых вагонов, находящихся на территории «Узбекистон темир йуллари» и за ее пределами, следующих через пункт Амузанг на пункт Кудукли.

Свои действия узбекская сторона обосновывала статьей 3 параграфа 3 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, по которому устанавливается, что железная дорога имеет право полностью или частично прекратить на время движение при наличии обстоятельств, которые нельзя предотвратить, а устранение их не зависит от нее (форс-мажорные обстоятельства). Согласие таджикской стороны на данное предложение до сих пор не поступило, и вопрос остается открытым.

Исходя из вышеизложенного, «Узбекистон темир йуллари» принимает все возможные меры по продвижению вагонов, и с этой целью в настоящее время подготовлены к передаче по пункту Кудукли через Душанбинское направление 600 вагонов с народно-хозяйственными грузами назначением в южные регионы Таджикистана, отмечается в сообщении агентства «Жахон».