Международная организация по противодействию отмыванию преступных доходов (FATF) сняла с мониторинга Узбекистан за прогресс в развитии и совершенствовании национального режима противодействия отмыванию преступных доходов.

По сообщению информационного агентства «Жахон», национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, реализуемая в республике, была рассмотрена на пленарном заседании организации в Абу-Даби (оно состоялось 17-19 февраля).

В сообщении указывается, что президент FATF Паул Влаандерен (Paul Vlaanderen) высоко оценил предпринятые Узбекистаном меры по внедрению ряда законов и положений, направленных на совершенствование и гармонизацию законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

«Согласно заключению, к которому пришла эта авторитетная международная финансовая организация, все вопросы, поставленные перед Узбекистаном, сняты, и FATF не будет далее осуществлять контроль Узбекистана, что является свидетельством высокой степени доверия к стране», – отмечается в сообщении.

1 января 2006 года в Узбекистане вступил в силу закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма». В апреле 2007 года Сенат утвердил приостановку действия закона до 1 января 2013 года. В марте 2008 года Сенат возобновил действие закона и внес в него поправки, ужесточающие контроль.

В частности, в перечень организаций, обязанных предоставлять соответствующую информацию, вошли, кроме банков, кредитные союзы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, члены биржи, страховщики и страховые посредники, лизинговые компании, организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске, осуществляющие операции с драгметаллами, принимающие участие в операциях купли-продажи недвижимого имущества, нотариальные, адвокатские и аудиторские организации.

В ноябре 2009 года постановлением Центрального банка Узбекистана были утверждены правила внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия легализации таких доходов и финансированию терроризма. Согласно документу, коммерческие банки должны самостоятельно принимать меры по проверке клиентов.

Критериями подозрительных операций является, в частности, продажа или покупка физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер МРЗП, единовременные или многократные переводы денежных средств, в том числе через системы денежных переводов, и другие операции на указанную сумму. Минимальный размер зарплаты в Узбекистане составляет 37,68 тысячи сумов.

Проверка физического лица включает его идентификацию на основе подлинных документов, изучение деловых отношений и операций с деньгами или имуществом. В целях более тщательного изучения юридических лиц банк должен уделять внимание составу учредителей или акционеров, владеющих более 10% уставного фонда и структуре органов управления.

Сведения об операциях, квалифицированных как подозрительные, подлежат сообщению в уполномоченный государственный орган – Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре.