Центробанк Узбекистана своим постановлением утвердил положение о санкциях к коммерческим банкам за нарушение требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

Согласно документу, Центробанк вправе вначале либо направить в банк, допустивший нарушения, соответствующее предписание об устранении выявленных недостатков, либо взыскать штраф в размере до 1% минимального уставного капитала банка.

В Узбекистане минимальный размер уставного капитала банков, созданных в форме АО установлен в размере, эквивалентном 5 млн евро. Для частных же банков, уставный капитал которых, согласно законодательству, должен быть сформирован не менее чем на 50% за счет средств физических лиц, эта сумма составляет 2,5 млн евро.

В отношении банка, не выполнившего предписание Центробанка, грубо нарушившего или систематично (два и более раза в год) нарушающего требования законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Центробанк вправе потребовать замены руководителя или структурных подразделений банка, ответственных за допущенные нарушения.

Кроме того, ЦБ может ввести запрет на осуществление банком отдельных операций, предусмотренных лицензией, сроком до одного года или принять меры вплоть до отзыва лицензии.

Аналогичные санкции могут быть применены к кредитным союзам, микрокредитным организациям и ломбардам, говорится в документе.

В Узбекистане закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» вступил в силу 1 января 2006 года. В апреле 2007 года Сенат утвердил приостановку действия закона до 1 января 2013 года. В марте 2008 года Сенат возобновил действие закона и внес в него поправки, ужесточающие контроль.

В частности, в перечень организаций, обязанных предоставлять информацию о подозрительных операциях в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генпрокуратуре, вошли, кроме банков, кредитные союзы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, члены биржи, страховщики и страховые посредники, лизинговые компании, организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске, осуществляющие операции с драгметаллами, принимающие участие в операциях купли-продажи недвижимого имущества, нотариальные, адвокатские и аудиторские организации.

Критериями подозрительных операций являются, в частности, продажа или покупка физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 1000-кратный размер минимальной зарплаты, единовременные или многократные переводы денежных средств, в том числе через системы денежных переводов, и другие операции на указанную сумму.

Подозрительными также определены систематические возвраты клиентом-резидентом ранее полученного от нерезидента аванса по договору поставки, невозможность установления партнеров клиента по проводимой операции, перевод или получение денег без открытия банковского счета.

Если одной из сторон операции является физическое или юридическое лицо, участвующее или подозреваемое в террористической деятельности, являющееся прямо или косвенно собственником подозреваемой в подобной деятельности организации или находящееся под ее контролем, сведения о таких операциях сообщаются в департамент без учета объемов операции. При наличии предписания департамента о приостановке операции на срок не более двух рабочих дней банк приостанавливает ее до указанного срока.