Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства провел анализ рынка услуг, связанных с взаиморасчетами посредством дебетовых сумовых пластиковых карт.

Как сообщила пресс-служба комитета, изучение выявило целый ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться как субъектам предпринимательства, так и обычным потребителям.

По состоянию на 1 сентября 2009 года обслуживанием посредством пластиковых карт в Узбекистане занимались 20 коммерческих банков. В октябре Центробанк сообщал о почти 5,5 миллионах пластиковых карт, выпущенных в обращение коммерческими банками, и 42 тысячах платежных терминалов.

Антимонопольным комитетом было проведено изучение 309 торговых точек и пунктов оказания услуг на предмет соблюдения прав потребителей, а также опрос более 550 субъектов предпринимательства.

Результаты показали, что у 95% предпринимателей установлены терминалы, основная доля которых используется на условиях аренды у банков. При этом размеры арендной платы составляют от 10 до 50 тысяч сумов ежемесячно. Следует отметить, что от 15% до 85% ежедневной выручки поступает через терминалы.

Среди основных барьеров, создающих трудности для субъектов предпринимательства и других потребителей, Госкомдемонополизации называет высокую стоимость оборудования и услуг.

В частности, выяснилось, что банки приобретают пластиковые карты, терминалы, банкоматы, инфокиоски и программное обеспечение только у компании Sercotec Select (США), которая является единственным поставщиком. Изучение показало, что цены на терминалы, банкоматы и программное обеспечение в других странах (к примеру, в России и Китае) ниже в два-пять раз.

Банки также несут ощутимые расходы за услуги Единого общереспубликанского процессингового центра (ЕОПЦ) по первичной эмиссии карт и процессинга, что приводит к убыточности эмиссии карт физическим лицам для отдельных банков. При этом созданы неравные условия при осуществлении межбанковских транзакций, где с четырех банков (Нацбанк, Народный банк, «Агробанк» и «Асака») взимается по 0,1% независимо от суммы оборота, а с остальных банков – до 0,3%.

Отдельными коммерческими банками не соблюдаются предельные тарифы, утвержденные Центральным банком и Межбанковской платежной системой UZKART для обслуживания клиентов посредством карточек. Например, если согласно утвержденному тарифу процент за пополнение карточного счета перечислением не должен превышать 1% от оборота, то «Ипотека-банк» применяет тариф от 2% до 6%, а для пополнения счета корпоративных карт – от 1 до 6%, в то время как плата за это взиматься не должна.

Изучение показало также, что размеры платы за аренду терминала, взимаемые банками, превышают утвержденные тарифы. Например, «Кредит-Стандарт» взимает плату в размере 25 долларов США по курсу ЦБ при максимально возможном тарифе 20 долларов. Аналогично, утвержденные тарифы не соблюдаются «Микрокредитбанком», «Кишлок курилиш банком», «Ипотека-банком», Национальным банком и другими банками.

По оценке Госкомдемонополизации, не развита конкуренция на рынке ремонта и обслуживания банкоматов и терминалов, где действует всего три предприятия. При этом одно предприятие (OOO Osiyo Sistemalari) занимает около 80% на рынке и имеет возможность диктовать цены и условия для оказания услуг. То, что эта компания находится в Ташкенте, создает неудобства для владельцев терминалов и банкоматов в других регионах.

Среди проблем называются длительные сроки рассмотрения отдельными банками обращений по приобретению терминалов и взимание банками арендной платы за использование терминалов даже в случае их покупки. Например, частное предприятие «Чень-Чун» (Ташкент) приобрело терминал за 389 тысячи сумов, однако выплачивает ежемесячно 12 тысяч сумов в виде арендной платы «Агробанку».

Другие трудности, с которыми сталкиваются предприниматели, длительные сроки поступления денежных средств через терминалы на их счета и комиссионные сборы за выдачу наличности. Как отмечает комитет, отдельные банки за выдачу наличности при осуществлении расчетов по банковской карте взимают комиссионные в размере 2-4%, что негативно влияет на ведение торговой розничной деятельности предпринимателей и приводит к удорожанию реализуемой продукции.

Госкомдемонополизации также выявлен ряд нарушений правил торговли и случаев несоблюдения прав потребителей при использовании пластиковых карт. В частности, зафиксированы факты завышения цен при реализации потребительских товаров и оплате услуг мобильной связи посредством карточек. Филиалы отдельных банков иногда отказываются от принятия оплаты за электроэнергию и обучение на контрактной основе.

Развитие рынка тормозят и технические ограничения возможностей используемого оборудования. Существующая система процессинга карт не позволяет принимать к оплате карты отдельных банков через терминалы других банков. Имеются ограничения для пользователей пластиковых карт, введенные отдельными банками. Например, ряд банков автоматически блокирует карту в случае неиспользования в течение определенного периода, а для активации карты обычно приходится посещать банк, что, несомненно, создает лишние неудобства.

Сложности возникают и при осуществлении операций свыше определенной суммы или количества транзакций. Например, в некоторых терминалах установлен лимит на число транзакций, после превышения которого необходимо ехать в обслуживающий банк.

Для решения выявленных проблем Госкомдемонополизации начал разработку предложений по снижению цен на импортируемое оборудование и программное обеспечение и возможной локализации производства терминалов, банкоматов и информационно-платежных киосков с предоставлением местным производителям налоговых и таможенных льгот.

Кроме того, планируется унифицировать принцип взимания комиссии за межбанковский оборот, пересмотреть тарифы на услуги, оказываемые ЕОПЦ, а также отменить комиссионные сборы, взимаемые банками за выдачу наличности предпринимателям при осуществлении расчетов по банковским картам.