В начале сентября вопрос о гарантиях безопасности гидроэлектростанций на крупных водохранилищах в Центральной Азии поднял председатель исполнительного комитета Экологического движения Узбекистана Борий Алиханов.

В своей статье, опубликованной в республиканской прессе, бывший глава Госкомприроды назвал аварию на крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС «тревожным звонком, который поднимает десятки вопросов, на которые пока, увы, нет ответа».

Узбекистан эта авария взволновала еще и потому, что территория страны находится под угрозой возможных аварий на аналогичных сооружениях, в первую очередь Нурекской и Токтогульской гидроэлектростанциях, расположенных в Таджикистане и Кыргызстане, заявил Борий Алиханов.

«Таджикистан и Кыргызстан, расположенные в верховьях крупных центральноазиатских рек, используют по своему усмотрению доставшиеся им после развала Союза гидроэлектростанции. Для решения своих энергетических проблем водохранилища Нурекской и Токтогульской ГЭС, служившие в свое время резервуарами для хранения воды для орошения сельскохозяйственных земель, в том числе и в странах, расположенных ниже по течению, активно используются в энергетическом режиме. А это уже говорит о нарушении проектных параметров, что может стать одной из причин нештатных ситуаций», – отмечается в статье.

Борий Алиханов призвал провести комплексную ревизию всей технологической цепочки действующих гидроэлектростанций на всех крупных водохранилищах региона Центральной Азии, в первую очередь на Нурекской и Токтогульской. Он обратил внимание на необходимость создания надежных механизмов, предусматривающих предотвращение аварий, хрупкость экологического равновесия в регионе, а также его высокую сейсмичность.

Глава исполкома Экодвижения подчеркнул, что особую тревогу вызывает желание стран, расположенных в верховьях, форсированными темпами возвести новые гигантские гидроэнергетические сооружения – такие как каскад Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане и Рогунская ГЭС в Таджикистане.

«Все это ставит вопрос о необходимости глубокой и тщательной независимой международной экспертизы всех новых гидроэнергетических сооружений, тем более таких масштабных, которые планируются в верховьях», – в очередной раз озвучил Борий Алиханов позицию Узбекистана.

8 сентября свое мнение о проблеме строительства крупных гидросооружений в регионе высказал директор ОАО «Гидропроект» Сергей Жигарев. В своей статье, опубликованной в газете «Народное слово», он назвал решения Кыргызстана и Таджикистана о начале строительства новых ГЭС по проектам 20-летней давности «преступным легкомыслием».

«Проект Камбаратинских ГЭС был создан свыше двух десятков лет назад и имеет схожие со всеми гидросооружениями советского времени изъяны, то есть построить побыстрее и подешевле, – отмечается в статье Сергея Жигарева. – А ведь эти гидроэнергетические сооружения расположены в сейсмически опасной зоне. Эксперты хорошо знают, что в случае возникновения сильного возбужденного землетрясения вследствие строительства каскада ГЭС данная сейсмогенная зона может реализовать свой максимальный потенциал и генерировать землетрясения катастрофической силы».

Строительство Рогунской ГЭС по многим причинам велось со значительными отклонениями от проектных решений. Причем уже до начала работы ГЭС в мае 1993 года произошло ЧП. Мощный сель перекрыл русло реки Вахш, вследствие чего произошло поднятие уровня воды в нижнем бьефе. Строительные туннели, находящиеся к этому времени в аварийном состоянии, не могли обеспечить пропуск расходов воды, что привело к размыву верховой строительной перемычки, отметил глава «Гидропроекта».

«Рогунская ГЭС строится в зоне крупного Илякско-Вахшского тектонического разлома. В сейсмическом отношении разломная зона относится к категории сейсмоопасных, и здесь могут произойти подземные толчки более 9 баллов, что приведет к катастрофическим последствиям, особенно если очаг землетрясения будет неглубоким. Кроме того, строительство массивной плотины в сейсмоактивной зоне может спровоцировать новые землетрясения», – пишет Сергей Жигарев.

«Сложность инженерно-геологических условий и высокая сейсмическая активность, селевая и оползневая опасность притоков реки в зоне строительства Рогунской ГЭС создают высокую степень опасности размыва, прорыва плотины и разлива содержащейся в водохранилище воды. Причем угроза сохраняется как во время строительства, так и на разных стадиях пуска в эксплуатацию”, – подчеркнул он.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, как остро стоит вопрос обеспечения безопасности построенных в советское время гидроэнергетических сооружений. «На наш взгляд, всем действующим объектам гидроэнергетики, имеющим трансграничное значение, следует выдавать лицензии на безопасную дальнейшую эксплуатацию после документального подтверждения их соответствия требованиям современных международных норм по надежности и безопасности», – отметил Сергей Жигарев.

Что касается новых ГЭС, то до принятия решения о начале их строительства необходимо доработать эти проекты с учетом данных мониторинга за геологической средой, сейсмичностью и соответствия принимаемых инженерных решений требованиям международных нормативных документов. Также необходимо учесть устойчивость к рискам возможных катастрофических последствий от природных и техногенных аварий, включая риски для сопредельных стран.

Доработанные проекты должны пройти независимую международную экспертизу. Технико-экономические показатели объектов гидроэнергетики, расположенных на трансграничных реках, следует определять с учетом ущерба экономике сопредельных стран, подчеркнул директор «Гидропроекта».