В форуме примут участие заместители министров образования Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Ожидается также участие Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Кнута Воллебека.

Как сообщили «Газете.uz» в пресс-службе Министерства народного образования, на форуме запланировано рассмотрение вопросов образования представителей национальных меньшинств на опыте Узбекистана. Конференция не случайно вновь проводится в Узбекистане – среди стран региона только здесь обучение ведется на семи языках, отметили в министерстве.

Сегодня в 1048 школах страны обучение ведется на языках братских народов, из которых число школ с каракалпакским языком обучения составляет 382, русскоязычных школ – 785, с казахским языком обучения – 549, с таджикским – 334, с кыргызским – 88, с туркменским – 49.

В школах с обучением на братских языках республиканские олимпиады также проводятся по казахскому, таджикскому, каракалпакскому и русскому языкам и литературе. Призеры республиканских олимпиад по данным учебным предметам получают право поступления в высшие учебные заведения республики без вступительных экзаменов.

В рамках Государственной программы развития школьного образования в 2004-2008 годы произведены строительно-ремонтные работы в 6543 общеобразовательных школах (более чем на 2,3 миллиона ученических мест). На выполнение этих работ затрачено 962,7 млрд сумов. В том числе строительно-ремонтные работы осуществлены в 527 школах с обучением на языках братских наций и народностей.

Средний показатель соотношения ученик/учитель по республике составляет 12 учащихся на одного учителя. В то же время в школах с каракалпакским языком обучения этот показатель ниже чем в среднем по республике в 1,8 раза, с казахским языком обучения – 1,6 раза, таджикским – 1,2 раза, киргизским – 2,2 раза, туркменским – 1,7 раза.

В связи с меньшим количеством контингента учащихся в школах с братскими языками обучения себестоимость учебников для таких школ превышает цену в 5-6 раз относительно школ с узбекским языком обучения. В соответствии с действующей политикой образования разницу между себестоимостью учебников и ценой, по которой они предоставляются учащимся в аренду, покрывает государство посредством школьных библиотек. Данный показатель за 2008 год составил сумму более чем в 1 млрд сумов.

Совместно со специалистами-носителями языка для учащихся общеобразовательных школ республики создаются учебные программы, учебники и учебные пособия по иностранным языкам. Например, в сотрудничестве с немецкими специалистами были созданы учебники для 5-9-х классов «Аssalom, Dеutsch», британскими – учебники «Fly High», французскими – учебники «Bonjour la France». Совместно со специалистами России создан учебник «Литература» для 5-го класса и учебно-методическое пособие для учителей школ с русским языком обучения.

Вместе с тем, при создании учебников налажено тесное сотрудничество с авторами других республик. Например, учебник «Алифбо» на таджикском языке был написан совместно с академиком М.Лутфуллаевым. Совместно с авторами Казахстана были созданы учебники «Казахский язык» для 5-11-х классов. На кыргызском языке, помимо учебников «Чтение» для 2-3-х классов, все остальные (1-11-е классы) учебники созданы совместно с кыргызскими авторами.

Только в 2008 году для всех школ с братскими языками обучения созданы учебники родного языка и литературы 85 наименований в количестве 810,56 тысячи экземпляров на их родном языке. На 2009 год запланировано приобретение учебников по 36 наименованиям (более 368 тысяч экземпляров).

Узбекистан оказывает содействие в разработке учебных программ и учебной литературы соседним странам, в которых проживают представители узбекской национальности. Например, в Казахстане для школ с узбекским языком обучения создан учебник узбекского языка и литературы с участием узбекских авторов, а в Кыргызстане создан учебник узбекской литературы для 6-7-х классов.

Для подготовки специалистов по языку и литературе братских наций и народностей в вузах Узбекистана имеются факультеты и отделения. Так, в Ташкентском государственном педагогическом университете, Ташкентском областном пединституте, Навоийском государственном пединституте готовятся специалисты казахского языка и литературы. При Андижанском госуниверситете имеется отделение по подготовке учителей кыргызского языка и литературы. Самаркандский, Бухарский госуниверситеты и Ташкентский областной пединститут имеют факультеты таджикского языка и литературы. В Каракалпакском госуниверситете действует факультет туркменского языка и литературы.

Учителя школ с обучением на языках братских наций и народностей проходят курсы повышения квалификации по своему предмету при Андижанском, Бухарском, Ташкентском, Самаркандском областных институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В Узбекистане также накоплен большой опыт по организации повышения квалификации работников народного образования по языкам, изучаемым в общеобразовательных учреждениях страны и за рубежом.

Десятки учителей русского языка и литературы ежегодно повышают профессиональное мастерство в вузах и институтах повышения квалификации Российской Федерации. В течение 2004-2008 годов 312 учителей начального образования, математики, физики, русского языка и литературы школ с русским языком обучения прошли курсы повышения квалификации в Москве и Омске.