Комплексная программа развития и модернизации отрасли на ближайшие пять лет утверждена постановлением Президента Узбекистана Ислама Каримова. Программа охватывает три основных направления – реабилитацию и строительство новых железнодорожных линий, электрификацию железнодорожных участков, а также развитие ремонтной базы и обновление подвижного состава.

Финансирование программы будет осуществляться за счет собственных средств компании в объеме 1,264 млрд долларов, кредитов международных финансовых институтов – 421,5 млн долларов, а также кредитов Фонда реконструкции и развития Узбекистана в объеме 48,8 млн долларов.

В частности, в развитие ремонтной базы и обновление подвижного состава в течение пяти лет планируется направить 1,019 млрд долларов. В рамках данного направления компания намерена направить 465,5 млн долларов на строительство 2525 единиц и капитальный ремонт 6650 единиц грузовых вагонов, а также приобрести 47 единиц и отремонтировать 203 единицы пассажирских вагонов.

В проекты по развитию ремонтной базы подвижного состава ГАЖК планирует направить 350,35 млн долларов. В частности, компания осуществит проект по развитию ремонтной базы подвижного состава и организации вагоностроения на ДП «Литейно-механический завод» стоимостью 120 млн долларов. В рамках проекта планируется создать мощности по строительству 1200 и ремонту 1500 грузовых вагонов в год.

Компания также намерена к 2014 году завершить проект по модернизации и восстановлению парка дизельных локомотивов стоимостью 181 млн долларов. Проект предусматривает строительство на базе своего дочернего предприятия «Узжелдорреммаш» тепловозосборочного комбината проектной мощностью 208 локомотивные секции в год.

До конца 2011 года ГАЖК намерена приобрести шесть единиц железнодорожных путевых машин стоимостью 20 млн долларов, а также внедрить автоматизированную систему управления оперативного управления пассажирскими и грузовыми потоками в регионах стоимостью 28 млн долларов.

«Узбекистон темир йуллари» также планирует в течение 2009-2013 годов осуществить масштабные закупки и модернизацию парка локомотивов стоимостью более 350 млн долларов. В частности, планируется приобрести 15 пассажирских электровозов, 13 магистральных тепловозов и 10 секций грузовых электровозов.

На реабилитацию и строительство новых железнодорожных линий компания в 2009-2013 годах направит 490,3 млн долларов. В течение пяти лет ГАЖК осуществит модернизацию существующих железнодорожных участков общей протяженностью 1400 км и стоимостью 308 млн долларов.

До конца 2010 года будет завершено строительство объектов инфраструктуры двух железнодорожных линий – «Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» на юге страны и «Навои-Учкудук-Султануиздаг-Нукус», связывающей центральную и северо-западную части страны. Общая стоимость работ составляет 103 млн долларов.

В 2009-2013 годах планируется электрифицировать 384 км железнодорожных линий общей стоимостью 223,9 млн долларов. Так, до конца 2009 года будет завершена электрификация железнодорожного участка «Ташкент-Ангрен» остаточной стоимостью 13 млн долларов, а в 2010-2013 годах проведена электрификация железнодорожных участков «Мараканд-Карши-Ташгузар-Бойсун-Кумкурган» стоимостью 210 млн долларов.

По расчетам специалистов «Узбекистон темир йуллари», реализация программы позволит в течение пяти ближайших лет увеличить перевозку грузов с 78,3 млн тонн в 2008 году до 102 млн тонн по итогам 2013 года и перевозку пассажиров с 14,3 млн до 18 млн человек. Грузооборот компании может увеличиться с 23,43 млн т-км до 31,65 млн т-км, пассажирооборот – с 2,5 млн пасс-км до 3 млн пасс-км. Экспорт услуг вырастет с 183 млн долларов до 244 млн долларов. При этом доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота увеличится с 54% до 58,6%, а пассажирооборота – с 4,2% до 4,5%.

ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» образована в 1994 году после выхода из состава Среднеазиатской железной дороги. Компания на 100% принадлежит государству. Общая протяженность железнодорожных путей в Узбекистане составляет 4100 км. На железную дорогу приходится почти 80% от общего объема экспортных и импортных грузовых перевозок.