К концу лета в Законодательную палату Олий Мажлиса ожидается внесение проекта закона об оружии. Его разработка предусмотрена планом законопроектной работы правительства на 2009 год, утвержденным постановлением Кабинета министров от 25 декабря прошлого года.

Необходимость принятия закона вызвана устарелостью и неполнотой действующей нормативно-правовой базы. Отсутствие основополагающего закона в сфере регулирования оборота оружия делает невозможной переработку с учетом современных требований и условий ведомственных и иных подзаконных актов, устанавливающих, в частности, конкретные права и обязанности уполномоченных государственных органов, юридических лиц и граждан.

Как отмечается в постановлении, вследствие отсутствия единого механизма и вытекающих из этого многочисленных правовых пробелов не в полной мере функционируют имеющиеся нормативно-правовые акты. Так, отсутствие законодательно определенных терминов оружия, его видов и составных частей затрудняет правоприменительную практику по фактам хранения и ношения тех или иных видов оружия. Законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности устанавливает только лицензируемые виды деятельности в сфере оборота оружия.

Действующая правовая база, в частности, не учитывает фактически широкое обращение в республике и зарубежных странах новых типов и видов оружия (газового, пневматического, электрошокового, боевых и охотничьих арбалетов и т.д.) при отсутствии соответствующей юридической терминологии и оснований для введения их в гражданский оборот, установления ограничений по тактико-техническим возможностям и возможных последствий применения.

Кроме того, существует потребность в создании национальной системы лицензирования, сертификации и ведения государственного кадастра производимого и ввозимого оружия и боеприпасов, а также четкого определения порядка экспорта-импорта и ввоза-вывоза оружия и боеприпасов.

Необходимо урегулировать вопросы оборота оружия, используемого в целях обеспечения безопасности иностранных делегаций, дипломатических представительств, а также иностранных воинских контингентов, временно пребывающих на территории республики согласно международным договорам.

Нынешнее законодательство Узбекистана также не предусматривает возможной организации в стране производства оружия и боеприпасов к нему, формирования собственной системы организаций, использующих оружие при выполнении возложенных на них задач (различные ведомственные и вневедомственные военизированные структуры, природоохранные организации и т.д.).

В постановлении отмечается, что в законе следует определить понятие и виды оружия, его составных частей и боеприпасов, разграничить полномочия госорганов в сфере оборота оружия, основания и порядок приобретения, ввоза-вывоза, хранения, ношения, применения, изъятия, сертификации и ведения государственного кадастра, ограничения на оборот в республике оружия и боеприпасов, представляющих повышенную общественную опасность, осуществление контроля за соблюдением правил оборота оружия и меры ответственности за их нарушение.

Как подчеркивается в обосновании необходимости принятия документа, новый закон, устанавливая правовые основы оборота оружия на территории страны, будет направлен на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем создания условий для осуществления прав на необходимую оборону от противоправных посягательств, а также предупреждение незаконного использования оружия.