Корреспондент «Газеты.uz» поговорил с водителями и пассажирами 9-го и 13-го маршрутов, которые закрываются с 22 апреля. Как мы уже писали, трамвай остается востребованным, несмотря на сокращение количества вагонов и увеличение интервала движения. Узнав о предстоящем закрытии линий, жители приезжают из разных районов Ташкента покататься на трамвае с детьми.

Супруги Шатурсуновы Абдимурат Толебаевич и Зухра Рахимовна работают вместе на 13-м маршруте. Абдимурат Толебаевич рассказывает, что работает водителем трамвая уже 15 лет. Они благодарны пассажирам, пришедшим попрощаться с трамваем.

Абдимурат Шатурсунов.

Всегда приветливый и улыбчивый, этот семейный коллектив знаком многим пассажирам. Абдимурат Толебаевич с теплотой отзывается о ребятах-энтузиастах, по своей инициативе оформивших вагон фотографиями об истории трамвая Ташкента.

Зухра Шатурсунова.

О всегда улыбающемся Рахматжон ака и его отце, с которым они работают посменно, говорят: «Они настоящие энтузиасты». У них вся семья — «трамвайщики». Мама работает кондуктором: день — с супругом, день — с сыном.

Кондуктором работает и братишка, а до недавнего времени — и сестренка, она после объявления о закрытии маршрута перешла в автобусный парк. Рахматжон ака с отцом сами «подняли» вагон №2520, в салоне которого всегда «бегала» очень душевная строка (см. видео ниже).

Рустам ака, водитель трамвая №9 (проработал на трамвае больше 25 лет, ездил на 1, 2, 5, 10, 18, 27, 16-м маршрутах, последние годы работает на 9-м маршруте), говорит: «Маршрут стал уже родным, пассажиры — родные, уже знают меня, каждый день в одно время выходят, если опоздал даже на 2−3 минуты, спрашивают, что случилось, почему опоздал?»

«Первый вагон выезжает в 4:40 утра, после него с интервалом в 9 минут на маршрут начинают выезжать другие вагоны — в 4:49 и т. д. И так целый день — 14 вагонов с интервалом в 9 минут ездили до 10 часов. С самого раннего утра и до позднего вечера. Пассажиры говорят: „Вот вышел я, не успел на трамвай, прихожу спокойно на остановку, немного постоял, и вот уже второй трамвай едет“. Особенно в час-пик они очень любят трамвай, потому что он широкий, удобный. И в холода очень любит пассажир трамвай, потому что он теплый».

На вопрос, что для него означает трамвай, Рустам ака отвечает: «Ташкентскому трамваю уже 115 лет, он прошел через многое. Это история. Ташкент и трамвай друг без друга представить невозможно».

Пассажиры грустят, узнав о том, что трамвай закрывают, продолжает он. «Много людей спрашивают, почему трамвай убирают. Некоторые довольно эмоционально. Особенно старшее поколение. Вспоминают, что с детства здесь ездили, по родным улицам, привыкли к трамваю, другой транспорт не любят. Есть, оказывается, и такие, кто не может переносить запах солярки. Много людей, которые рано выходит на работу, пользуются трамваем. Автобус так рано — с 5 утра не ездит, вот они особенно жалеют, что закрывают, до сих пор не верят, что это возможно».

На вопрос, как он сам относится к закрытию движения трамваев, отвечает: «Очень больно… За столько лет все стало родным. У меня уже несколько лет свой, родной вагон. А водитель и его трамвай — это очень сильная связь, как второй дом, и свой родной питомец. За ним ухаживаешь, и он отвечает тебе бесперебойной работой. И больно теперь смотреть на свой трамвай. Я представить не могу, куда пойду работать?»

Ташкентский трамвай для жителей — не просто транспорт. Были случаи, рассказывает водитель, когда в трамвае отмечали дни рождения, например, одна известная певица. «А однажды жених и невеста специально заказали вагон, украсили его и сделали круг на память, было очень романтично. Когда проезжаем мимо улиц с кафе, часто останавливаются туристы: англичане, немцы, корейцы, китайцы, заходят в трамвай, фотографируют, восторгаются».

Трамвай остается востребованным пассажирами, несмотря на то, что в последние дни интервалы стали больше. «Сейчас нас сократили, ездим через 12−15 минут. Сделать мы ничего не можем, таков приказ. А пассажир привык. Автобус ездит, но не так стабильно — там постоит, здесь постоит. А у нас все стабильно. Когда было соревнование между маршрутами, 9-й трамвай занял первое место по регулярности и качеству обслуживания пассажиров», — вспоминает он.

«Когда была проверка пассажиропотока, мы очень удивились, оказалось, у нас ездило больше людей, чем на метро!» — восклицает Рустам ака.

«Особенно грустно за стариков. Автобусы ходят реже, не дождешься иной раз, не залезешь, а трамвай — удобно. Хоть нога болит, хоть ходить трудно — мы и на остановке всегда подождем, и поможем, а дальше спокойно сел и поехал», — говорит он.

Какое пожелание он бы дал «Таштраму»? «Трамваю — долгих лет жизни! Начальникам — мудрых решений, чтоб развивали трамвай. Чтобы смотрели за ним. Неважно, где закупать, у нас же очень развитое государство — выпускают первоклассные машины, автобусы, почему бы не выпускать трамваи?»

Семья Абдураззаковых, пришедшая покататься на 13-м маршруте:

«Очень жалко, что закрывают трамвай, он очень удобный — ходит часто, за счет этого никогда не бывает совсем забитым. Дети ездят на нем в школу, и мы не переживаем за них, не надо переходить дорогу, удобно встречать».

Абдукарим Рахматуллаев, ветеран труда:

«С трамваем связана вся моя жизнь, я ездил на нем совсем мальчонкой, просто покататься, потом в школу, институт. Вы, наверное, не помните, но раньше трамвай был по всему городу! Ходили двойные вагоны, и до полуночи. Потом ездил на работу, сейчас, уже на пенсии, езжу на базар и в аптеку. Я хотел, чтобы и мои внуки смогли узнать, что это такое, вот везу их прокатить, они совсем маленькие, но надеюсь, запомнят».

Дмитрий:

«В 9-м трамвае почти 20 лет назад я познакомился со своей будущей женой. Она не успела оплатить проезд, и я вызвался помочь ей расплатиться. Вот так и живем. Выросли дети. Скоро, надеюсь, увидим внучат. Грустно на это смотреть, ведь благодаря трамваю у меня есть семья!»

Рафаэль Шаюков:

«Трамвай — очень хороший транспорт. Я на нем с детства катался по городу, люблю этот транспорт. Считаю неправильным, что его закрывают. Автобусы все равно не смогут заменить трамвай».

Семья Рашидовых:

«Мы привезли детей специально прокатиться на 13-м трамвайчике. Машину оставили на вокзале и поехали на трамвае туда и обратно. Трамвай — это один из символов Ташкента, поэтому мы хотим, чтобы наши дети прокатились на нем напоследок».

Джавлон:

«Я уже 15 лет езжу на трамвае на работу и ничуть этого не стыжусь. А что, удобно! 30 минут — и ты на вокзале. Едешь, молодежь вокруг, и сам ощущаешь себя молодым. Будет очень неприятно, если его закроют».

Хилола Ахмедова:

«О закрытии трамваев я ничего не слышала. Трамваем пользуюсь не так уж и часто — по моему маршруту проходит автобус. Разница между автобусом и трамваем лишь в том, что автобус довозит до моей остановки чуть быстрее, зато народу в нем бывает много, особенно по вечерам. В трамвае же всегда есть свободные места, где можно присесть. Думаю, после ликвидации трамвайной линии мой образ жизни не сильно изменится».

Среди водителей трамваев есть и женщины.

Рустам Давронов:

«Я считаю, что трамваи надо убрать. Они занимают две полосы и очень сильно гремят. Те, кто жил рядом с трамвайной линией, меня поддержат. Вот что касается метро — его как раз нужно развивать, и тогда у нас не будет никаких проблем с инфраструктурой. Трамваи — не рентабельны, но при этом заменять их нужно на адекватные виды транспорта».