Лет 10 назад термин «государственная услуга» практически не использовался в государственных органах, среди юристов и в профессиональных сообществах. Сегодня о государственных услугах, в том числе интерактивных, не говорит только ленивый. При этом до весны 2015 года в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная услуга», и данный термин понимался по-разному. Качественное оказание госуслуг невозможно без продуманных административных процедур, которые устанавливают единый порядок, сроки, перечень документов, а также гарантируют четкую регламентацию деятельности внутри госорганов.

Отсутствие административных процедур отрицательно сказывается на деятельности госорганов, так как при наличии нормативно-правовых актов, в которых не предусмотрены многие важные элементы (не расписаны все процедуры, не предусмотрен порядок обжалования, нет регламентации внутренних процедур работников госорганов и т. п.), внутри госорганов возникает две группы госслужащих: первая (обычно руководители) требует качественного оказания госуслуг и перевода их в электронный формат, вторая не может оказывать услуги согласно требованиям руководства, так как обязана следовать действующим нормативным актам.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда у каждого госоргана свое понимание государственной услуги. Это можно наблюдать и по практике заполнения Единого реестра государственных услуг, форм и бланков, в котором в качестве госуслуг зарегистрированы «услуги», которые таковыми не являются. Например, частой практикой является отнесение к госуслугам обращений физических и юридических лиц, а также размещение информации о днях приема руководства.

Административные процедуры регулируют порядок, общие принципы и правила осуществления государственных функций. Они также определяют полномочия по оказанию госуслуг, связанных с реализацией предусмотренных законодательством полномочий госорганов и направленных на взаимоотношения физических и юридических лиц (подача и рассмотрение заявления о выдаче, продлении сроков, переоформлении разрешительных и иных документов, регистрация, предоставление компенсаций, гарантий и льгот, принятие иных решений, затрагивающих права и свободы граждан и юридических лиц).

Говоря простым языком, административные процедуры позволяют унифицировать процедуры, создают механизм отслеживания и применения ответственности за задержку сроков оказания услуг, предусматривают четкий порядок обжалования незаконных действий, позволяют проводить оценку качества оказания услуги, а также являются легкими для понятными для пользователей госуслуг.

Специально созданной рабочей группой в 2015 году был разработан проект закона «Об административных процедурах», перечисляющий следующие правоотношения, в которых необходимо использование административных процедур:

  1. регистрация (учет) заинтересованных лиц;
  2. регистрация прав на имущество и сделок с ним;
  3. лицензирование отдельных видов деятельности;
  4. выдача документов разрешительного характера;
  5. предоставление (реализация) земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятие этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;
  6. предоставление заинтересованным лицам субсидий, компенсаций, финансовой и иной материальной помощи, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет государственных средств;
  7. управление государственным имуществом или имущественными правами;
  8. предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений в зданиях государственного жилищного фонда и пользования этими помещениями;
  9. назначение, исчисление, перерасчет и выплаты государственных пенсий и пособий;
  10. признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание для получения установленных законодательством льгот и преимуществ;
  11. государственная аттестационно-экзаменационная деятельность в отношении заинтересованных лиц;
  12. выдача официальных документов, имеющих юридическое значение;
  13. таможенное и налоговое администрирование;
  14. стандартизация и сертификация продукции (работ, услуг).

Из указанных правоотношений все, за исключением п. п. 11 и 13 (с некоторыми исключениями), относятся к государственным услугам. Таким образом, можно сделать вывод, что все без исключения госуслуги оказываются посредством административных процедур.

Стоит также выделить виды правоотношений, в реализации которых административные процедуры не участвуют. К таковым относятся:

  1. нормотворческая деятельность госорганов;
  2. организационно-управленческая и внутриорганизационная деятельность госорганов, не затрагивающая права заинтересованных лиц;
  3. трудовые и управленческие отношения, складывающиеся в государственных органах и подведомственных им организациях в связи с прохождением государственной службы, в том числе воинской службы и службы в правоохранительных органах;
  4. оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие и иная деятельность, связанная с применением мер уголовного принуждения;
  5. гражданско-правовые отношения с участием госорганов;
  6. отношения, связанные с рассмотрением дел в судах и принудительным исполнением судебных актов;
  7. внешнеполитическая деятельность, за исключением консульских функций.

Говорить, что в законодательстве Узбекистана отсутствуют административные процедуры, было бы ошибочным. Практически все госуслуги имеют нормативно-правовое регулирование, в той или иной степени определяющее порядок, сроки и другие условия оказания услуг. Однако административные процедуры урегулированы множеством актов, в том числе подзаконных и внутриведомственных, а отсутствие единых стандартов привело к тому, что они отличаются фрагментарностью и многообразием подходов. Кроме того, особого внимания заслуживает вопрос более четкой, понятной и по возможности простой регламентации вопросов взаимодействия разных госорганов в процессе оказания госуслуг.

Принятие рамочного закона об административных процедурах позволит упорядочить деятельность госорганов, в том числе в вопросах межведомственного взаимодействия при оказании «сложных» госуслуг, а получение госуслуг станет более понятным и прозрачным.

Текст: Илхом Хамидов, Специалист по правовым вопросам проекта ПРООН «Продвижение э-правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг», самостоятельный соискатель ТГЮУ