Кабинет Министров Узбекистана постановлением от 2 марта утвердил типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (PDF).

Как отмечается в документе, правила этики направлены на «предупреждение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, воспитание государственных служащих в духе высокого правового сознания, неукоснительного соблюдения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, прав и свобод граждан».

Правила обязательны к исполнению всеми сотрудниками, независимо от должности, органов государственного правления, Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов областей и Ташкента, которые должны в течение двух месяцев принять ведомственные правила этического поведения и создать комиссии по этике.

Соблюдение правил этики будет считаться одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения госслужащего. Нарушение правил может служить основанием для привлечения сотрудника к дисциплинарной или иной ответственности.

Основными принципами профессиональной деятельности госслужащих, согласно правилам, являются законность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан, патриотизм и верность служебному долгу, преданность интересам государства и общества, справедливость, честность и беспристрастность, а также недопущение конфликта интересов.

Правила запрещают госслужащим получать в связи с исполнением ими служебных обязанностей какие-либо материальные ценности или другую выгоду от физических и юридических лиц, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

Госслужащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и активно содействовать в ее профилактике, говорится в правилах. В частности, они обязаны уведомлять своего руководителя либо правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению правонарушений, а также о любых известных им фактах правонарушений, совершенных другими госслужащими.

Руководители госорганов, в свою очередь, должны обеспечить недопустимость увольнения или преследования лиц в иной форме в связи с их обращениями о фактах нарушения законодательства либо за выраженное мнение и содержащуюся в обращениях критику, а равно за выступление с критикой в иной форме.

Госслужащие обязаны также принимать все меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности ставшей им известной в ходе профессиональной деятельности информации, за незаконное разглашение которой они несут ответственность.

Правила предписывают госслужащим быть вежливыми, доброжелательными, корректными и внимательными, а также обязывают их быть терпимыми и уважительными в отношениях с гражданами и коллегами.

При исполнении служебных обязанностей госслужащие не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В случае возникновения конфликта интересов госслужащие должны незамедлительно информировать об этом своего руководителя.

Правила запрещают госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью. Они также не должны осуществлять деятельность, а равно занимать должность, несовместимую с надлежащим исполнением ими служебных обязанностей, или наносящую им вред.

Кроме того, в правилах отмечается, что политическая, экономическая целесообразность, а равно личные мотивы и иные субъективные причины не могут быть основанием для нарушения госслужащими требований законодательства и правил этики.

Аналогичные правила этики правительство рекомендовало принять и органам хозяйственного управления Узбекистана.