Действующая ирригационно-дренажная система Ташкента была «не в состоянии обеспечить рациональный пропуск ливневых стоков» во время обильных осадков 30 мая прошлого года, из-за которых были затоплены многие районы города. К таким выводам пришла рабочая группа, образованная распоряжением правительства Узбекистана вскоре после чрезвычайной ситуации — 10 июня 2014 года.

Рабочая группа провела инвентаризацию наземных (коллекторы, ирригационные лотки, каналы, канализационные и дренажные системы) и подземных (метрополитен, автомобильные и пешеходные тоннели) водотоков столицы и изложила результаты в Концепции по обеспечению устойчивого функционирования подземных и наземных водотоков при возникновении чрезвычайных ситуаций в Ташкенте. Документ утвержден постановлением Кабинета Министров от 11 февраля 2015 года.

Ливни такой высокой интенсивности, как 30 мая 2014 года, повторяются один раз в пять-семь лет, отмечается в концепции. В этот день количество осадков, которые шли с 13:45 до 16:05, составило в разных районах столицы от 20 до 25 мм, а в Юнусабадском районе — до 30 мм. До этого подобное явление отмечалось в мае-июне 1998 года, в июне 2010 года, а также весной 2012 года.

«Существующее состояние коллекторной и ирригационной сети при интенсивных ливневых осадках представляет постоянную угрозу для инженерных коммуникаций, жилых домов, зданий и сооружений, находящихся в зоне подтопления, в том числе подземных (метрополитен, пешеходные тоннели и другие)», — говорится в концепции.

«Указанная угроза может привести к человеческим жертвам, нанести ущерб существующим сооружениям и объектам города», — подчеркивается в документе.

Система ирригационно-дренажного хозяйства Ташкента формировалась с 1960 года, следует из документа. При эксплуатации соответствующими организациями-балансодержателями ремонтно-восстановительные работы по объектам ирригационно-дренажной системы проводились «не должным образом».

Изучив наземные и подземные водотоки, рабочая группа выявила, что «пропускная способность некоторых ирригационных и коллекторных сооружений не позволяет пропускать пиковые нагрузки от ливневых осадков».

Общая площадь Ташкента, попавшая под осадки 30 мая 2014 года, составила 32068,1 га, из них на площади 15776 га (49,2%) водоотвод ливневых и сбросных вод был организован через коллекторы, а на площади 16292,1 га (50,8%) коллекторы, обеспечивающие организованный сбор и отвод ливневых и сбросных вод, отсутствуют.

Интенсивность ливневых осадков составила в тот день 952,5 кубометров в секунду (при пропускной способности ливневых стоков 521,9 кубометров), из них 54,8% ливневых и сбросных вод были пропущены через существующие коллектора, а 45,2% образовали подтопление территорий на уязвимых участках.

Из 119 подтопленных объектов наиболее пострадавшими по площади охвата территории и объему копившихся дождевых вод оказались 23 участка, расположенных на самых низких уровнях по рельефу, в Юнусабадском (9), Шайхантахурском (7), Учтепинском (1), Мирабадском (3) и Яшнабадском (3) районах.

Основными причинами сложившейся ситуации, отмечается в документе, явились:

  • расположение на территориях коллекторных сетей, которые подверглись подтоплению, на самых низких участках по рельефу местности, и они сгруппированы в основном на дорожных перекрестках, пешеходных тоннелях, подземных переходах;
  • неохваченность коллекторными сетями территорий, которые в связи с этими были подвержены подтоплению при пиковом количестве атмосферных осадков, исключая объемы ливневых вод, отводимых естественным путем (рельеф, поглощение почвой);
  • несвоевременное и некачественное выполнение очистки, текущего и капитального ремонта ирригационных коллекторных сетей эксплуатирующими организациями, а также неудовлетворительное техническое состояние сооружений мелкой ливнеотводящей сети и коллекторов второго порядка.

Утвержденная концепция определяет основные направления совершенствования работоспособности системы ирригационно-дренажного хозяйства Ташкента путем строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, внедрения современных экономичных и энергосберегающих технологий, эффективного и рационального использования сырьевых и финансовых ресурсов, а также повышения эффективности работы организаций сферы ирригационно-дренажного хозяйства.

Концепцией, в частности, предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся функционирования и эксплуатации ирригационно-дренажной системы, повышение уровня устойчивости и безопасного функционирования объектов водотока, обеспечение надлежащего содержания объектов ирригационно-дренажного хозяйства, а также подготовка специалистов в вузах и повышение квалификации работающих специалистов.

Запланировано укрепление материально-технической базы Управления по чрезвычайным ситуациям Ташкента с созданием единого гаражного хозяйства для дислокации техники и оборудования. Как следует из концепции, на балансе управления которого имеется всего три переносные мотопомпы для откачки воды из малообъемных мест скопления воды и одна моторная резиновая лодка. Из-за этого при ликвидации последствий затопления отдельных территорий отсутствует возможность одновременного охвата всех потенциально низовых точек (29 мест) для откачки и перенаправления воды.

В городе будет создана единая система информирования и оповещения населения при угрозе возникновения подтопления территорий ливневыми и паводковыми водами. Существующая система оповещения населения столицы при возникновении ЧС, связанных с подтоплением, введена в эксплуатацию в 1970-х годах и «не позволяет на должном уровне охватить все население города в передаче информации».

Для полного охвата информирования и оповещения населения при угрозе возникновения ситуаций, связанных с подтоплением, предусматривается создание Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) Ташкента, оснащенного передовыми информационно-коммуникационными технологиями.

Для решения обозначенных задач правительство утвердило перечень комплексных мероприятий по эффективной организации работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с выпадением интенсивных атмосферных осадков, а также обеспечению безаварийного пропуска ливневых стоков в Ташкенте на 2015-2017 годы.