Государственные образовательные стандарты общего среднего образования и государственные требования, предъявляемые к внешкольному образованию, отныне утверждаются министром народного образования Узбекистана. Соответствующий указ подписал президент Узбекистана 5 сентября. Ранее государственные образовательные стандарты утверждал Кабинет Министров.

Указом предусмотрено, что министр народного образования Узбекистана самостоятельно, без согласования с органами исполнительной власти на местах, назначает и освобождает от должности руководителей Министерства народного образования Каракалпакстана, областных управлений народного образования и Главного управления народного образования Ташкента, начальников районных (городских) отделов народного образования, а также других подведомственных министерству организаций и учреждений.

Кроме того, министр народного образования будет принимать решение о создании сетевых школ на базе успешно функционирующих общеобразовательных учреждений с включением в такую сеть других школ с низким коэффициентом загруженности.

С 1 января 2019 года Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров регулярно на выборочной основе будет составлять рейтинг эффективности деятельности школ в разрезе районов и городов. Итоги рейтинга будут размещаться в СМИ и на веб-сайте инспекции.

Государственная инспекция совместно с Министерством народного образования до 1 января 2019 года пересмотрит порядок аттестации педагогических кадров, установив главным критерием квалификации уровень их знаний и навыков по обучению соответствующему предмету.

Кроме того, инспекция организует участие учащихся общеобразовательных учреждений в международных программах и исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA, ТIMSS, PIRLS и другие).

С 1 января 2019 года пенсионеры-работники общеобразовательных учреждений будут получать пенсию в полном размере при условии, что их трудовая деятельность в этих школах — основное место работы.

С 1 марта 2019 года поэтапно будет внедрен механизм приема детей в государственные школы через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг. Список таких школ сформируют в двухмесячный срок Министерство народного образования и Агентство госуслуг.

С 1 октября упраздняются попечительские советы общеобразовательных учреждений. Вместо них будут созданы наблюдательные советы, включающие наиболее активных родителей, выпускников и спонсоров.

Основные задачи наблюдательного совета:

  • избрание руководителя школы из числа кандидатур, рекомендованных министерством, а также внесение предложений по освобождению его от занимаемой должности;
  • определение направлений развития общеобразовательного учреждения;
  • заслушивание отчетов руководителя школы о финансово-хозяйственном состоянии, доходах и расходах, использовании бюджетных, внебюджетных, спонсорских и иных средств;
  • рассмотрение и утверждение ежегодных финансовых планов, размеров тарифов на оказываемые платные услуги и ставок арендной платы за пользование имуществом учреждения, в том числе стартовой цены для проведения аукциона;
  • установление системного мониторинга за условиями, созданными для учащихся;
  • рассмотрение обращений учащихся и их родителей, проведение социологических опросов о деятельности педагогических и руководящих кадров общеобразовательного учреждения.

Министерство народного образования и Национальное агентство проектного управления до 1 февраля 2019 года внесут в Кабинет Министров долгосрочную Концепцию развития системы народного образования, включающую приоритетные направления системного, регионального и целевого развития общего среднего и внешкольного образования в Узбекистане до 2030 года, а также «дорожную карту» по ее реализации.

Кроме того, до 1 января 2019 года будет разработан проект постановления президента «Об утверждении Государственной программы „Современная школа“». Школы, согласно программе, будут строиться на основе типовых проектов с использованием экологически чистых материалов и альтернативных источников энергии и оснащаться новой эргономичной мебелью, учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения, в том числе внутри учебных классов.

Ожидается оптимизация учебных планов и программ, расширение инновационных методов обучения, в том числе дистанционного.