Журналисты узбекистанских СМИ впервые в истории собрались вместе, чтобы договориться об активном освещении проблемы насилия в образовательных учреждениях в Узбекистане. «Насилие — это не норма» — такой девиз решили продвигать участники конференции, организованной ЮНИСЕФ 6 сентября в Ташкенте.

5 сентября узбекистанские дети отправились в школу. Многие из них могут столкнуться в классах с насилием со стороны педагогов, сверстников и с психологической травлей. По данным исследования ЮНИСЕФ, каждые пять минут на Земле погибает в результате насилия один ребенок. В школах всего мира насилию и травле подвергается 150 миллионов детей, это половина всех учащихся в возрасте от 13 до 15 лет на планете.

Школьное насилие травмирует всех участников этого процесса — и организаторов травли, и жертву, и наблюдателей. Дети теряют самооценку, снижается их способность к обучению и посещаемость. Систематическая травля и насилие в школе калечат психологическое состояние ребенка и могут лишить его возможности успеха в будущем.

По оценкам специалистов ЮНИСЕФ, вся планета теряет 7 миллиардов долларов каждый год из-за того, что травмированные насилием и травлей дети не могут полностью реализовать себя после достижения зрелости.

На конференции выступили сотрудники ЮНИСЕФ, которые презентовали глобальные механизмы для борьбы с травлей и насилием, а также рассказали журналистам о методах освещения проблем детей. Педагог начальных классов и дефектолог Рано Макаренко рассказала об особенностях травли в узбекистанских школах и необходимых реформах.

«Нам необходимо донести до каждого родителя, что если вашего ребенка бьют и унижают в школе — это не нормально, с этим нельзя мириться. Побои и драки не сделают вашего ребенка сильнее и закаленнее, они только повредят ему. К сожалению, многие родители не только одобряют такое „воспитание“, но и сами занимаются насилием дома. Со всем этим нужно бороться с помощью просвещения», — сказала «Газете.uz» Рано Макаренко.

Она отметила, что в школах страны травля и насилие не поддаются огласке учениками и учителями, скрываются. Родители не получают информации о случаях насилия, процветает безразличие и непрофессионализм со стороны сотрудников школ.

В качестве эффективных норм борьбы с насилием Рано Макаренко предложила обучать педагогов конфликтологии, ввести ставку социального работника в школе, освободить психологов от ненужной нагрузки, создать протокол реагирования школы на насилие и обезопасить пространства школ повсеместной установкой камер наблюдения.

Участники конференции отметили, что в Узбекистане вопросы травли и школьного насилия раньше не освещались широко. Считалось, что этой проблемы не существует. Журналисты резюмировали, что необходимо постоянно поднимать вопрос школьного насилия в СМИ и призывать к реформам, а также просвещать педагогов и родителей.

Ранее мы сообщали, что систему управления народным образованием ожидает реформа. В частности, родители учеников будут больше вовлечены в школьное управление через наблюдательные советы. Кроме того, ожидается включение в образовательный процесс занятий учеников с психологами.