В преддверии нового академического года Лилия Бурунчук, региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии, поделилась своими мыслями о важности государственных инвестиций в образование в Узбекистане и других государствах Центральной Азии. В своей авторской статье для «Газеты.uz» она подробно раскрывает данную тематику.

Недавно на рейсе из Алматы в Душанбе мы разговорились с молодым человеком, сидевшим рядом, о сегодняшних трудностях найти хорошую работу. В разговоре он отметил с сожалением: «Жаль, что я не получил лучшего образования. Я мог бы сейчас иметь хорошую работу». Он один из миллионов трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Их труд — в основном низкоквалифицированный и денег приносит немного. «Я говорю своим братьям и сестрам, чтобы они хорошо учились, если хотят жить лучше, чем я», — добавил молодой человек.

Его история — это напоминание о том, что образование имеет огромное значение в жизни человека. Еще более важным оно становится сегодня в современном конкурентном мире стремительно развивающих технологий.

Развитие робототехники, беспилотного транспорта, искусственного интеллекта меняют нашу жизнь и характер работы. Некоторые профессии будут постепенно исчезать, но появятся другие, включая новые и еще не существующие. Единственное, в чем нет сомнений, — это то, что залогом успеха в новых реалиях станет именно образование.

Страны Центральной Азии унаследовали высокий уровень грамотности и образования с советских времен, но с начала девяностых (после обретения независимости) качество обучения значительно ухудшилось. Сегодняшние школьники и студенты в регионе отстают по таким базовым навыкам, как критическое мышление, аргументация и решение задач.

По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), в 2010 году в Кыргызстане у более 80% учеников показатели по математике и чтению оказались ниже базового уровня. В Таджикистане у 77% второклассников показатели беглости чтения и понимания текста были ниже государственных стандартов. В Казахстане результаты исследования PISA от 2012 года показали, что по уровню школьного образования участники отстают от своих сверстников в странах ОБСЕ примерно на год. Однако по данным Международного мониторингового исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS) 2016 года, казахстанские школьники продемонстрировали высокий уровень грамотности в математике и естественных науках. Узбекистан и Туркменистан не принимали участия в международных программах оценки уровня образования, поэтому трудно оценить, каково качество образования в этих государствах.

В большинстве стран Центральной Азии также наблюдается серьезный пробел в охвате детей дошкольным образованием — от 58% охвата в Казахстане до 12% в Таджикистане. Несмотря на активные инвестиции в дошкольное образование в Кыргызской Республике и Узбекистане в последнее время, в большинстве сельских населенных пунктов этот показатель пока остается низким.

В докладе Всемирного банка «Изменение уровня благосостояния наций» отмечается, что именно человеческий капитал, т. е. совокупность знаний, талантов, навыков и способностей людей, составляет основное богатство страны. Так, благосостояние развитых стран обеспечивается человеческим капиталом на 68%, а в развивающихся — только на 41%.

Инвестиции в образование и развитие человеческого капитала могут существенно улучшить благосостояние стран Центральной Азии. В докладе Всемирного банка о мировом развитии «Обучение для реализации образовательных перспектив» мы определили основные меры, которые могут помочь странам улучшить качество образования.

Чем раньше, тем лучше

Базовые функции головного мозга начинают формироваться у детей еще до рождения, и этот процесс продолжается до 5 лет. В это время способность мозга обучаться определенным навыкам наиболее высока, с возрастом она постепенно снижается. Если упустить эту возможность, ребенку будет сложнее учиться и осваивать новые навыки.

Дети до 5 лет, не получающие полноценного питания, отстающие в росте, лишенные достаточного родительского внимания и стимулов к развитию, скорее всего, будут хуже учиться в школе и меньше зарабатывать, когда повзрослеют. Т. е. дети из бедных семей так и не получат возможности вырваться из порочного круга бедности. Поэтому ранние инвестиции в молодое поколение имеют огромное значение для развития умственных способностей и навыков человека и развития высокого человеческого капитала.

Исследования показывают, что каждый дополнительный доллар, вложенный в повышение качества питания и уровня дошкольных программ, принесет национальной экономике от 6 до 17 долларов в будущем. Именно поэтому инвестиции в первые годы жизни ребенка — это самые экономически эффективные капиталовложения со стороны государства.

Роль учителей

Многочисленные исследования показывают, что самый важный фактор, определяющий результаты обучения, — это качество профессиональной подготовки учителей. Например, в США посчитали, что замена учителя низкой квалификации на учителя квалификации среднего уровня приведет к повышению будущих доходов учащегося на 250 тысяч долларов в течение его жизни.

В большинстве стран Центральной Азии существует проблема с педагогическими кадрами. Из-за низкой зарплаты и небольших перспектив профессионального роста преподавание не считается престижной профессией. Учителей готовят без учета их собственных потребностей, равно как и потребностей национальной экономики. В результате страдает качество преподавания и, следовательно, уровень подготовки учащихся.

Оценка результатов очень важна

Если не знать о существовании проблемы, то вряд ли ее возможно решить. Поэтому необходимы системы оценки результатов процесса обучения, которые будут служить ориентиром для педагогов и учащихся. Это, в свою очередь, поможет повысить качество управления образованием и привлечь внимание руководства страны к проблеме, если таковая существует.

Национальные системы оценки качества образования в Центральной Азии оставляют желать лучшего. Казахстан и Кыргызстан участвуют в международных программах оценки, таких как PISA, TIMMS и Международное исследование навыков взрослых (PIAAC). Узбекистан объявил намерение участвовать в оценке PISA в 2021 году. Но другие страны региона пока, к сожалению, остаются в стороне. При этом они теряют возможность отслеживать свои показатели образования и укреплять свои национальные системы в данном секторе. Без участия в программах оценки результатов образования невозможно узнать, дают ли средства, потраченные на образование, ожидаемой отдачи.

Фокус на результаты

В странах Центральной Азии государственные расходы на образование составляют в среднем 15−20% государственного бюджета, что в целом соответствует уровню затрат стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом показатели результатов образования учащихся значительно ниже, чем в странах ОЭСР, что указывает на необходимость более эффективного использовании средств, потраченных на эти цели.

Опыт разных стран свидетельствуют о том, что стандарты образования можно существенно улучшить, если «образование для всех» становится национальным приоритетом. Один из таких примеров — Южная Корея. Из страны, разоренной войной, с крайне низким уровнем грамотности в 1950-х годах, к 1995 году Южная Корея превратилась в государство со всеобщим доступом к высококачественному среднему образованию. Сегодня корейская молодежь демонстрирует самые высокие показатели в международных системах оценки качества образования.

Сегодня экономики мира усиленно готовятся к грядущей глобальной цифровизации и роботизации, которые потребуют совершенно другие навыки и значительно более высокий уровень человеческого капитала. Хочется, чтобы Узбекистан и другие страны Центральной Азии не упустили возможность улучшить качество образования, дав подрастающему поколению те знания и навыки, которые помогут молодежи преуспеть в жизни, и позволят странам региона идти в ногу с передовыми государствами мира.