Директор Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана Саид-Абдулазиз Юсупов в своей статье подчеркивает, что в демократическом обществе бывают здоровые дискуссии и дебаты, но никто не подвергается оскорблениям и унижениям за то, что высказал свое мнение. Оригинал статьи был опубликован на узбекском языке.

Объявление журналиста врагом народа или обвинение его в бездуховности только из-за того, что он высказал свое мнение, точку зрения само по себе является как минимум бездуховностью. Вольтер сказал: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». Я тоже могу не разделять мнения Никиты Макаренко, могу быть против, но готов сделать все в борьбе за то, чтобы у него было право высказать свои мысли. Выступления, полные проклятий, высокопарные высказывания, дешевые опровержения, которые посыпались после выхода статьи Никиты Макаренко, показывают, насколько плачевно состояние нашей духовности сегодня. Давайте попробуем проанализировать данную ситуацию.

Нужны ли ночные клубы?

Тут я хотел бы оттолкнуться от очень важной точки. На сегодняшний день Узбекистан под руководством президента вступает в новый этап развития. Выбранный при этом страной и всей нацией путь — путь строительства демократического правового государства. Мы выбрали правовой демократический путь. В отличие от прежнего, этот путь не является таковым только для «показухи» — демократическим снаружи и автократическим изнутри. Мы выбрали настоящий, истинный путь создания правового демократического государства. Без лжи и фальши.

Об этом президент заявил на весь мир. Заявил не только устно. Он начал кардинальные реформы, которые доказывают его решимость и внешним, и внутренним силам. Государственные чиновники, ответственные лица стали ощущать, что впредь не будет возможности работать, как в прошлом. Поняли, что подход «Ну и что, что сказал? Как сказал, так и забудется через год!» теперь не пройдет. Тот, кто не ощутил, не смирился с новой реальностью, снимается с должности. Частые изменения в кадровой политике и смелое назначение молодых кадров на ответственные должности стало необходимостью, от которой нельзя отказаться в данном процессе. То есть, необходимость назначения президентом управленческих кадров нового поколения (именно молодых) — с новым мировоззрением, высокими моральными ценностями и широким мышлением — объясняется тем, что вывести страну на новый этап развития могут только они. Те, которые не предрасположены к коррупции, владеющие широким взглядом на мир и ощущающие демократические ценности.

В своих предыдущих статьях я не раз писал о том, что у нас есть идеологический выбор четырех видов. Что самое главное не столько в том, который из них мы выберем, а в том, что мы должны учитывать, что наряду с положительными сторонами у нашего выбора будут и отрицательные моменты. То есть, у нас нет выбора между хорошим и плохим. Это судьба человека и человечества, государства испокон веков. У нас есть всего лишь шанс выбрать то, что лучше плохого. Так и в демократическом развитии есть своеобразные, но не подходящие для нас, не соответствующие нашему менталитету свойства. Но есть и демократические механизмы для решения данных проблем. Самое главное — подходить к каждой проблеме с демократическим взглядом, с умом.

Каждая страна, выбравшая демократический, правовой путь, в первую очередь, выбирает путь свободных рыночных отношений. Экономика страны, благосостояние народа обеспечивают свободные рыночные отношения и гарантии инвестиций, справедливость в экономике. Сегодняшние реалии известны всем. Экономика Узбекистана нуждается в инвестициях. А для привлечения инвестиций должна быть создана инвестиционная среда. Конечно, необходимы государственные гарантии и льготы. Но самое важное для инвестора — это прозрачность законов в стране, в которую вкладывают инвестиции. Тут важны все обстоятельства. Для инвесторов из исламских стран важно, чтобы в стране, претендующей на звание демократического государства, были обеспечены права мусульман, а для западных инвесторов имеет большое значение недопустимость беззакония и злоупотребления служебным положением государственными служащими и деятелями, а также невысокий уровень коррупции. Говоря еще откровеннее, ни один мусульманский банк, ни один крупный инвестор из исламских стран не вложит свои инвестиции в страну, где преследуют мусульман за то, что отпустили бороду, облачились в хиджаб, где детям запрещено заходить в мечеть. Таким же образом и западные инвесторы и корпорации не внесут инвестиций в страну, где сделки решаются коррупционным путем, где встречаются случаи отнятия бизнеса просто так. Там, где законы работают, но только по желанию должностных лиц.

Тут я хотел бы остановиться на одном деликатном моменте. У меня есть вопрос к некоторым чиновникам, которые не хотят, чтобы юноши и дети заходили в мечеть, чтобы помолиться. Раз уж вы не хотите, чтобы дети-мусульмане заходили в мечеть и закон для всех равен, тогда будьте любезны запретить христианским детям ходить в церковь, а еврейским — в синагогу. Сможете? Запретить-то у вас духу не хватит, вы хотя бы сможете порекомендовать, что их посещение религиозного учреждения нецелесообразно? Нет, конечно. А почему? Причина вам известна лучше, чем мне. Я категорически против того, чтобы дети, бросив школу, посещали мечеть. У меня твердое убеждение, что образование важнее молитвы. Но я против фобийных убеждений, что дети, которые посещают мечеть, получают там радикально-религиозные знания, и что в последующем они присоединятся к террористическому движению. Кто является имамом мечети, господа? Не те ли люди, которые окончили медресе, открытые государством? В чем проблема? Мы им не доверяем? Тогда зачем столько религиозных учебных заведений? Парадокс…

Вернемся к теме. Сегодня для привлечения инвестиций и иностранных вложений, наряду со спокойствием в стране, очень важно развитие индустрии развлечений. То есть нам необходимы ночные клубы, кафе и рестораны, работающие до утра, круглосуточные аптеки для развития сферы туризма, которая приносит ощутимую прибыль в экономику страны. И еще более необходимо, чтобы туристы, пользуясь своей свободой, при этом чувствовали безопасность своего досуга. Но ограничение свободы в целях обеспечения безопасности превращает все в мираж.

В демократическом государстве очень много демократических и профессиональных решений для обеспечения безопасности. Правда состоит в том, что на сегодняшний день у нас возник спрос на частные охранные агентства, будь то для ночных клубов или других заведений. Конечно, поначалу и здесь возникнут проблемы. Но закон природы покажет свою силу со временем: сперва увеличится количество, а потом придет качество. Охранные агентства, которые не будут строго соблюдать установленные государством стандарты, будут закрыты. Останутся те, кто будет соблюдать. Налогообложение таких агентств по высоким налоговым ставкам, с одной стороны, повысит поступления в государственный бюджет, а с другой, они будут вынуждены осуществлять свою деятельность профессионально.

Обязательство ночных клубов и других объектов индустрии развлечений пользоваться услугами лицензированных охранных агентств, то есть агентств, сотрудники которых прошли профессиональную подготовку и инструктаж, решит проблему. Конечно, в результате этого вход в ночные клубы, проведение там досуга подорожают. Однако, во-первых, повысятся поступления в госбюджет, а во-вторых, хочешь отдохнуть — будь любезен платить налог на роскошь и отдыхать. Ведь за все в этой жизни нужно платить. Поверьте, среди тех, которые способны потратить минимум 100 или 200 долларов для простого досуга в ночном клубе, будет очень мало тех, которые жаждут драки и скандалов. На данном этапе настал момент разрушить стереотипы о том, что все посетители ночного клуба испорчены, прожигатели жизни. Среди моих друзей и знакомых есть те, которые идут в ночной клуб, чтобы послушать музыку, потанцевать, отдохнуть и спокойно пойти домой. В общественной жизни они бизнесмены, повышающие экономику страны, государственные служащие, самоотверженно выполняющие свою работу. Они главы образцовых семей. Их никак нельзя назвать морально испорченными людьми.

Наличие спортсменов, идущих в ночной клуб с ножом, охранников, которые могут зарезать человека, не является результатом наличия ночных клубов. Если проанализировать этот конкретный случай, проблема в том, что бывший чемпион, несмотря на свой чемпионский титул, уже не один месяц был безработным, в том, что его отец вовремя не приструнил его, когда он, кичась своей силой, прибегал к насилию, в том, что владелец ночного клуба взял на работу наемных охранников и позволил им использовать биты и ножи в работе. И самая главная проблема не в том, что определенного закона не существует, проблема в том, что этот закон не работает. А еще в том, что принцип равенства всех перед законом не работает на практике.

Известна ли вам глобальная причина данных обстоятельств?

Причина в том, что национальная духовная идеология хромает

Пришло время признать, что идея национальной независимости, сформированная в начале девяностых, усовершенствованная к середине девяностых, превратившаяся в ребячество в двухтысячных и переставшая соответствовать требованиям и избитая к две тысячи десятым, изжила себя и устарела. Сегодня обществу нужна новая идеология! Я повторяю, не государству, а обществу!

Давайте попробуем и тут все проанализировать. Попробуем изучить позицию тех, которые назвали журналиста Макаренко «врагом народа», оскорбляют его, вооружившись «высокой духовностью», но в то же время сами проявляют истинную бездуховность, обвиняют журналиста в нетерпимости, будучи сами нетерпимыми.

Что же такое духовность на самом деле? Это слово, заимствованное из арабского языка, означает «проживать жизнь, наполненную смыслом». Понятия национальной идеологии и духовности, будучи взаимосвязанными, в то же время являются отдельными понятиями. У нас национальная идеология опирается на наши духовные ценности. Я вернусь к этому чуть позже. Сейчас хочу сказать о том, что благодаря нашим «духовникам», понятие духовности приобрело антидемократический облик. Выбирая путь построения правового демократического государства, мы должны знать, что основной принцип демократии — это обеспечение прав и свобод личности. А ответственность лица — совершенно другой вопрос.

Общество прежде всего должно признать и уважать права личности. Демократическая ценность состоит в уважении мнения каждого. Демократия не допускает нетерпимости. В демократическом обществе правит плюрализм. Бывают здоровые дискуссии и дебаты. Но никто не подвергается оскорблениям и унижениям за то, что высказал свое мнение. Духовность сама по себе является борьбой против невежества путем просвещения. Это здоровые споры и обсуждения.

На самом деле, мое внимание привлекло то, что в статье Макаренко слово «духовность» было взято в кавычки. Я не согласен с некоторыми высказываниями Никиты, но это другой вопрос. Однако я согласен с тем, что сегодня под лозунгом духовности, духовной угрозы его используют как средство посягательства на права и свободы человека, его оскорбления и унижения. У меня вопрос к тем, которые обвиняют в бездуховности всех и вся: господа, где вы были, когда истинная духовная опора нации, национальный алмаз — поэтесса Халима Худойбердиева десятилетиями подвергалась преследованию подобными вам «борцами за духовность»? Почему ее не было видно на ваших мероприятиях, «пропагандирующих» духовность, даже тогда, когда президент Шавкат Миромонович Мирзиёев восстановил справедливость и вернул ей доброе имя? Не вы ли бросали камнями и чернили имя величайшего драматурга нации — Хамзы? Говорить можно бесконечно…

На самом деле величайшая духовность состоит в обеспечении человеческой свободы и воли. Осыпание человека оскорблениями, затаптывание его прав, ограничение его свобод, попытки изменить историю нации, лицемерие для достижения своей политичности, действовать против демократических ценностей под прикрытием противоречия духовности — это не есть духовность!

Если вы считаете, что и это духовная политика, знайте, что такая «духовность» в конце концов, превратит сильного в правого, а слабого — в бесправного, заставит платить за это невинную нацию и в результате приведет к формированию политики, которая не отличает правду от неправды, честное от нечестного. Плодом всего этого будет национальная катастрофа и исключительно трагические последствия, порожденные растравленным воспитанием, искаженным понятием права и справедливости.

Духовная агитация требует тонкого, ювелирного подхода. А национальная идеология является естественной потребностью общества. Сегодня настал момент переосмысления нашей национальной духовности, углубленного ознакомления с ней заново и формирования новой национальной идеологии. Ядро, основа духовности должно состоять из принципов справедливости и человеколюбия (гуманизма), которые так часто повторяются нашим президентом. А национальная идеология должна быть осуществлена посредством именно такой идеологической агитации, которая обеспечивает благосостояние и процветание нации, а не подрезает ее ростки.

В качестве своей официальной позиции в отношении статьи журналиста Никиты Макаренко я высказываю следующее мнение: Никита Макаренко вынес на обсуждение актуальную социальную проблему. Необходимо защитить его права и свободы как журналиста. Я очерняю обвинение его в качестве предателя народа в телепередачах и социальных сетях. Я не согласен с его высказываниями о духовности в статье и принимаю их как сугубо личное мнение. Надеюсь, что ответственные за национальную духовность доведут свое отношение и мнение до Никиты Макаренко без лишних амбиций и оскорблений, в форме профессиональных и здоровых обсуждений, конструктивных дебатов.

Духовный рост по-настоящему будет возможен тогда, когда национальная интеллигенция привыкнет к разнообразию мнений и здоровым обсуждениям.

P. S. Я хочу видеть свою нацию ведущей, а не ведомой, ваяющей, а не ваяемой.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.