«Газета.uz» публикует статью журналиста и исследователя Эльдара Асанова о «маънавияте» — великом слове, которое сегодня наполнено ложным содержанием.

«Маънавият» идет!

Маънавиятовцы наступают!

Бросив грозный клич, под грохот набата и завывание фанфар торжественно занимают они свои окопы. Они вернулись!

Маънавиятовцы, проглотившие языки, когда молодая учительница погибла под колесами преступного грузовика, сохранявшие покорное молчание, пока шел суд над свободолюбивым журналистом, онемевшие и ослепшие перед лицом коррупции, кумовства, экономических и общественных неурядиц, внезапно разродились статьями, разоблачающими «шовиниста», «националиста», «ксенофоба» и просто плохого человека — Никиту Макаренко, посмевшего укусить руку кормящую и оскорбить Ташкент, обозвать его скучным, да еще покусившегося на святая святых — «маънавият»!

Гудит традиционно неторопливое УзА, старается как может «Калампир.уз», успевший запрыгнуть в последний вагон пропаганды. Умиляет даже не количество заказных статей за сутки, а то, что ни один из гневных пасквилей интеллектуально не может прыгнуть выше колена Никиты Макаренко. Словно под копирку подобранные пропагандистские шаблоны, высокопарная ложь о духовности и величии, ругань и ad hominem — и ни одного (ни одного!) аргумента, который можно было бы рассматривать как достойный ответ неугодному Никите.


Спрашивается, и это все, на что вы способны? Травля по советским лекалам? Ничего, кроме стандартных формул и самокопирования? Всемогущее УзА не нашло хоть одного автора, который смог бы заглянуть дальше носа и придумать что-нибудь умнее «Ахир бу маънавиятимизга зид!»? Или же все уважающие себя интеллектуалы отказались строчить заказной бред, отшатнувшись от него, как от проказы?

Нет, господа! Это не равный бой. Это беспомощный лай в сторону гордой твердыни. Спор профессора с бродягами у порога альма-матер. Битва мастера кунг-фу с подростками, вооружившимися «маънавиятом» вместо перочинных ножей.

Около недели назад, потея под неумолимым солнцем Ташкента на скамейке одного из парков, раздумывал я над идеей статьи о том, насколько скучен и убог на радости Ташкент. Но признаю, Никита опередил меня. И описал мои мысли гораздо лучше меня. Даже вспомнил мой любимый Баку — город живой, красочный, веселый и разнообразный, украшение Кавказа! А своей истеричной реакцией пропаганда только доказала его правоту.

Что же я могу добавить ко всему сказанному в замечательной статье Макаренко?

«Маънавият» — слово великое, но наполнили мы его ложным содержанием. Маънавият в нынешнем виде — это Франкенштейн, сшитый из гнилых тканей разлагающегося морализаторства.

Призвана эта махина отвлекать общество от вопросов насущных, дурманить умы байками о высокой морали, духовности и тем самым кастрировать свободомыслие, интерес к политике и социальным вопросам. Тех же, кто не согласен лишать себя свободы и неравнодушия к жизни в угоду сомнительным ценностям, перемалывают гусеницы «маънавията», заставляя бежать подальше за лучшей участью. Прав автор — лучшие думают о переезде.

Нет, господа, так дела не делаются! Не существует единой универсальной морали. Моральные приоритеты общества и человека постоянно меняются. «Маънавият» — конструкт, выдумка последних десятилетий, не имеющая никакого отношения к морали и поведенческим моделям древности. Точно так же в советское время был придуман «узбекчилик». «Маънавият» — это не генетическое поведение и тем более не набор атрибутов культурного наследия узбеков, которые еще сто лет назад мыслили и жили совершенно иначе. А триста лет назад их предки имели совершенно иной кодекс чести. Все меняется в этом мире, и глубоко заблуждаются те, кто верят в вечность «маънавията».

Более того, мораль различается не только во времени, но и в пространстве. Каждый имеет свои ценности и принципы, и глубоко ошибаются те, кто считает свою мораль выше других, свою точку зрения — единственно правильной и возможной.

Узбекистан — мультинациональная страна, а каждая нация состоит из очень разных людей, и будет сложно интегрировать всех граждан в единое целое, если не уважать их образ жизни, интересы, моральные приоритеты, если навязывать им некую модель поведения путем запретов и общественного порицания. Это убьет лучшее в нас, превратит в моральных импотентов, бесполезные винтики тонущего парохода. Дело не в дискотеках, тусовках — дело в свободе, свободе личности, свободе слова, свободе совести, свободе мысли (единственное условие — не навреди другому, не нарушай чужую свободу).

Запрещая одну свободу, вы убиваете свободу вообще, способность мыслить и созидать. Один запрет приводит к другому запрету, и запреты будут устилать наши пути. Глубоко ошибаются те, кто думает, что запреты помогают сдержать преступность или разврат. Глубоко ошибаются те, кто думает, что полная свобода развращает людей. Нет, она всего лишь дает человеку возможность выбора, возможность быть собой.

Города призваны стать центрами урбанизации, модернизации, космополитизма, они — двигатель прогресса. Самые развитые города живут круглосуточно, они гостеприимны, открыты для всех, предоставляют все условия для работы и досуга, принимают все идеи. Но нас пытаются убедить в том, что города должны быть очагом традиционализма и целомудрия, ложиться спать рано, а общество обязано мыслить одинаково, одеваться одинаково, иметь одни и те же взгляды на жизнь.

Нет, господа, так не бывает! Общество прекрасно тем, что оно разнообразно. Каждый человек — отдельный мир, микрокосм, со своими чувствами, мыслями, чаяниями, целями и надеждами. Из таких разных, интересных, странных и не особо странных людей состоит общество. Не одежда, не внешность, не язык или раса определяют суть человека. Невозможно запихнуть всех в моральные стандарты, укутав в целомудренное платье. Невозможно всех превратить в лояльных граждан, побрив бороды. Запреты не действуют ни в ту, ни в другую сторону, ибо душу человека невозможно покрыть тканью целомудрия, выбрить налысо, заточить в кандалы. Можно измываться над телом, но тогда тело, ведомое душой, сбежит — сбежит в края, где человека ценят за ум, талант и человечность.

Общество, лишившееся креативного класса, неординарных людей, талантов, обречено на регресс, кризис и прозябание на задворках истории, и лишь призрачная уверенность в мнимом духовном величии будет служить самообманом в долгие ночи отчаяния, лишений и страданий.

Мы — заблудшие дети звезд (буквально, ибо каждый атом в нас — частичка почивших звезд), очутившиеся в определенном времени и пространстве — вдалеке от корней, окрыленные счастьем родиться мыслящими существами. Беспомощные и микроскопически мелкие перед величием и масштабом вселенной, мы, тем не менее, озаряем ее пустоты своей способностью мыслить, творить, переживать, радоваться, плакать и любить. Так давайте скажем «Нет!» всяческим попыткам втиснуть нас в рамки и превратить в рядовых обывателей, космический мусор, бесцветных членов стай, стад и общин, не будем лишать себя свободы, вдохновения, выбора, любви, сострадания и всего того, что делает нас особенными — людьми.