Международный координатор программы Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) по уголовному правосудию Кун Маркверинг в кратком интервью «Газете.uz» рассказал о ситуации с торговлей людьми в Узбекистане и о работе по противодействию транснациональной организованной преступности в области торговли людьми.

— В чем специфика проблемы торговли людьми в Центральной Азии и Узбекистане?

— В рамках мандата УНП ООН каждые два года готовится глобальный отчет по вопросам торговли людьми. Последний отчет был подготовлен в 2016 году, до конца года ожидается новый документ со свежими данными.

Торговля людьми — проблема глобального масштаба. Существует более 500 потоков торговли людьми в мире, они затрагивают в том числе и страны Центральной Азии. На глобальном уровне около 50% жертв — это женщины, и больше всего они подвергаются сексуальной эксплуатации. Есть тревожная тенденция: очень много детей попадают в рабство, находятся в разных условиях эксплуатации. Дети составляют порядка 30% от всех жертв на глобальном уровне. И оставшиеся 20% — это мужчины, по большей части подвергающиеся трудовой эксплуатации. Их количество растет.

В отчете 2016 года указывается, что в регионе Центральной Азии и Восточной Европы картина немного другая: большинство жертв — мужчины. Самый распространенный вид — трудовая эксплуатация. Это связано с большими миграционными потоками из стран Центральной Азии: люди ищут работу, выезжают из своей страны — и попадают в рабство. Тенденция в регионе говорит о том, что остра проблема трудовой эксплуатации, но и не только она. В частности, женщины подвергаются сексуальной эксплуатации. В Узбекистане правоохранительными органами также выявлены факты торговли людьми в целях продажи новорожденных детей.

— Какова статистика вовлеченности жителей и выходцев из Узбекистана в торговлю людьми?

- Статистика в этом вопросе всегда сложна. Это латентное, скрытое преступление, часто жертвы торговли людьми не обращаются в органы внутренних дел, поэтому сложно сказать, каков масштаб проблемы в разных странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане.

Есть данные о том, сколько преступлений регистрируется каждый год, сколько приговоров по статьям, связанным с торговлей людьми. По данным, которые предоставляют власти Узбекистана, ежегодно в стране регистрируется в среднем более 400 случаев. Это официальные цифры, возможно, реальные цифры выше. В других странах Центральной Азии количество регистрируемых преступлений гораздо ниже, но в Узбекистане больше численность населения.

— В докладе 2016 года отмечается, что существует значительный поток торговли людьми из стран Центральной Азии на Ближний Восток, есть и другие потоки, куда вовлечены выходцы из Центральной Азии. Какие меры принимаются по противодействию этим потокам?

- Страны Центральной Азии в основном являются странами происхождения, то есть люди уезжают отсюда в поисках работы. Если посмотреть миграционные потоки, странами назначения являются Россия, Казахстан, Турция, ОАЭ. Именно в этих странах есть риск находиться в условиях эксплуатации. Люди ищут работу, они готовы на все, и в этих условиях они подвергаются риску эксплуатации.

Торговля людьми — сложное транснациональное преступление, его раскрытие требует сотрудничества между странами и компетентными органами разных стран.

В рамках сотрудничества между странами СНГ существует Минская конвенция, которая предполагает сотрудничество и по вопросам торговли людьми. Сотрудничество есть, но его можно улучшить, чтобы более активно расследовать преступления, которые носят транснациональный характер, и оказывать помощь жертвам.

— Какие изменения в ситуации с торговлей людьми в Узбекистане вы отмечаете со времени опубликования отчета УНП ООН в 2016 году?

- Свежие данные будут до конца этого года. Если несколько лет назад регистрировались более 500 фактов торговли людьми в год, то сейчас отмечается медленное снижение количества регистрируемых преступлений — 300−400.

Предыдущее исследование на глобальном уровне показало, что когда страна принимает новое законодательство, то требуется определенное время, чтобы оно заработало. Там, где законы действуют уже много лет, расследование ведется более эффективно и выносится большее количество судебных приговоров. Система уголовного правосудия в Узбекистане активно ведет работу по пресечению случаев торговли людьми. В стране каждый год привлекается к ответственности более 500 человек за торговлю людьми. Это местные жители, граждане. Интересно отметить, что среди лиц, осужденных за преступления, связанные с торговлей людьми, доминируют женщины. Возможно, они вовлечены в процесс вербовки других женщин в целях проституции или других форм сексуальной эксплуатации. Но это подлежит уточнению и дополнительному анализу.

Снижается количество жертв, признанных государственными органами потерпевшими от торговли людьми. Если пик пришелся на 2014 год, когда регистрировались более 1200 жертв, то в прошлом году их было менее 600. В основном, отмечается спад количества мужчин-жертв трудовой эксплуатации.

— Как ведется расследование преступлений, связанных с торговлей людьми?

— Для эффективного пресечения этих преступлений нужен комплексный подход. В первую очередь, это разработка и реализация законодательства. Закон «О противодействии торговли людьми» действует уже 10 лет, и важно его применение. Для этого нужно повышать потенциал сотрудников органов внутренних дел, системы уголовного правосудия. Повторюсь, расследование фактов торговли людьми — это очень сложный вопрос, многое здесь зависит от самих жертв. Нужно создавать механизм перенаправления жертв в специальные сервисы помощи, чтобы затем им было легче участвовать в судебном процессе.

Важно реформировать систему уголовного правосудия в целом, чтобы у жертв было доверие к ней, и они активно обращались в органы внутренних дел.

Судебный процесс зависит не только от показаний жертв. Сотрудники органов внутренних дел должны иметь определенные навыки, потому что нужно собрать данные, доказательства — это могут быть проездные документы, телефонные разговоры. Нужно провести обыск помещений, где находились жертвы, чтобы определить, были ли они в условиях эксплуатации. Система уголовного правосудия должна собрать все необходимые материалы, чтобы доказать факт эксплуатации.

УНП ООН ведет активное сотрудничество с Генпрокуратурой по данному направлению. В этом году был выпущен учебный фильм,который акцентирует внимание на том, что защита жертв торговли людьми и соблюдение их нужд и прав являются обязательным условием для проведения успешного расследования дел по фактам торговли людьми. Он создан при поддержке Бюро по контролю за наркотиками и правоприменению Госдепартамента США (INL).


— Как действовать, чтобы минимизировать собственный риск стать жертвой преступников?

— Каждый из нас может стать жертвой торговли людьми. Когда мы уезжаем куда-то, пересекаем границу, нужно быть подготовленным, располагать информацией о законодательстве, трудовых правах. В этих вопросах необходимо повышать информированность населения. На сессии Международного пресс-клуба, приуроченной ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми 30 июля, было рассказано, какие меры принимать в случаях угрозы торговли людьми, куда обращаться за помощью, какие условия создаются для граждан, работающих за рубежом.

С другой стороны, это обязанность государства — создать систему регулирования работы, в том числе,частных агентств, которые оказывают услуги по трудоустройству. То же самое касается регулирования и мониторинга секторов, где есть определенные риски, например, строительство, сельское хозяйство, где могут возникнуть ситуации эксплуатации. Третий, важнейший элемент цепи — это работа системы правосудия по эффективному наказанию.

— Как проходит социальная реабилитация жертв торговли людьми в Узбекистане?

— В стране работает шелтер, там применяется комплексный подход, когда и государственные органы, и гражданское общество работают сообща. Это должен быть комплекс услуг: юридическая, социальная, психологическая помощь, — чтобы жертвы могли реабилитироваться.

Для координации работы по предупреждению и пресечению торговли людьми действует Межведомственная республиканская комиссия. В будущем было бы хорошо создать какую-то независимую структуру, как, например, национальный докладчик по вопросам торговли людьми, который представлял бы правительству информацию о характере и масштабах торговли людьми и следил за реализацией политики в данной сфере. Важна роль гражданского общества в продвижении этих вопросов совместно с государственными структурами. Отрадно отметить, что сейчас общественные движения в нашем регионе активно объединяются и создают международную сеть по борьбе с торговлей людьми и другими видами насилия.

В августе мы оказали содействие в организации в Узбекистане лагеря для молодежи для развития волонтерского движения и обмена опытом волонтерства между странами. Участники лагеря проводили интерактивные сессии по темам торговли людьми, профилактики насильственного экстремизма, различных видов насилия и безопасного интернета.

Надеюсь, что молодежь активно подключится к работе по профилактике торговли людьми и преступности в целом. Уверен, что развитие социального партнерства между властными структурами и гражданским обществом позволит решить вопрос с торговлей людьми в Республике Узбекистан и в соседних странах.

За помощью в вопросах, связанных с торговлей людьми, можно обратиться в отделение внутренних дел (короткий номер 102), а также:

  • в Республике Каракалпакстан — информационно-просветительский ресурсный центр «Исеним», тел. (0361) 222−91−98;
  • в Андижанской области — социально-правовой центр помощи женщинам и их семьям «Мехримиз сизга», тел. (0374) 235−37−78;
  • в Бухарской области — молодежный информационно-просветительский центр «Авлодлар истикболи», тел. (0365) 223−27−80;
  • в Джизакской области — негосударственная некоммерческая организация «Истиклол авлоди», тел. (0372) 222−94−01;
  • в Сырдарьинской области — социально-просветительский центр «Юрт истикболи», тел. (0367) 225−32−23;
  • в Сурхандарьинской области — социально-просветительский центр «Баркарор хаёт», тел. (0595) 502−18−10, (0376) 223−77−21;
  • в городе Ташкенте — социально-информационный центр «Истикболли авлод», тел. (0595) 143−94−94, (0371) 252−15−21;
  • в Кашкадарьинской области — информационно-консультационный ресурсный центр «Юксалиш», тел. (0375) 221−33−11