В обществе не стихают дискуссии о том, как нужно развивать туристическую отрасль страны. Власти проводят реформы, но не все довольны их глубиной. И бизнесмены, и туристы, и простые узбекистанцы жаждут скорейшего устранения ограничений.

В ближайшее время Госкомтуризма внесет в правительство постановление, в котором содержится много новых подходов и предложений. Среди них онлайн-регистрация иностранцев и возможность принимать гостей в своих домах и квартирах. Планируется, что постановление должно вступить в силу в ближайшие месяцы.

Как эти реформы изменят туристический рынок? Какие настроения и планы на будущее витают «наверху»? Мы решили узнать об этом напрямую от человека, который отвечает за развитие туризма в стране. На вопросы автора «Газеты.uz» Никиты Макаренко ответил председатель Государственного комитета по развитию туризма Азиз Абдухакимов.

О регистрации иностранцев

С момента назначения на должность я поставил перед собой задачу действовать поэтапно. В течение первого года — завершить работу по отмене барьеров и ограничений, мешающих развитию туризма. Мы собрали мнения из соцсетей, от туроператоров, гостиниц, гидов. Было найдено более 80 проблем. Сим-карты, туалеты, онлайн-услуги, сервис. По всем были приняты решения на уровне президента и правительства. 80% барьеров уже убраны. Регистрация — один из последних.

Как руководитель Госкомтуризма я могу сказать: для туризма было бы идеальным вариантом полностью отменить регистрацию для иностранцев на 10 или даже 30 дней. Но не все так просто. Узбекистан сегодня является одной из самых безопасных стран в мире. Мы находимся в постоянном контакте с правоохранительными и другими ответственными органами для того, чтобы найти взвешенное решение по вопросу полной отмены регистрации.

Мы проработали со всеми министерствами и ведомствами правительственное решение, которое на данном этапе является компромиссом. Оно заключается в том, чтобы внедрить электронную регистрацию. Этим документом полностью снимается ответственность с иностранцев.

Это очень важно. Больше никаких очередей в РУВД, штрафов и судов не будет. Об этом говорил наш президент в феврале на совещании, посвященном развитию туризма: турист не должен бегать по инстанциям, он должен тратить свое время на путешествие.

Как будет теперь: иностранец, который останавливается в гостинице, не будет делать вообще ничего. Бумажная регистрация уйдет в прошлое. Создан межведомственный обмен, и информацию о туристе МВД получит через гостиничную программу «E-Mehmon». Туристический сбор будет включен в стоимость номера.

Самое ожидаемое новшество внедряется для туристов, которые хотят остановится у своих друзей, знакомых или родственников. Такого гостя будет регистрировать гражданин Узбекистана, который его принимает. Через интернет или приложение в телефоне. Туристический сбор в размере 2% МРЗП (3445 сумов) за каждый день пребывания гостя можно будет оплатить онлайн. Или же гражданин может подойти к стойке любой гостиницы или информационного центра и зарегистрировать гостя там. Если же гражданин этого не сделает, то его (не туриста!) ждет штраф в размере от 10 до 100 МРЗП. О том, что гость не зарегистрирован, пограничник узнает на паспортном контроле.

Если иностранец путешествует на автомобиле и спит в нем, или же ночует в палатке, то у него есть возможность для самостоятельной регистрации. Например, у стойки любой гостиницы (даже если он там не живет) или у терминала в аэропорту. Он укажет свой маршрут и оплатит международной картой туристический сбор в размере 5% от МРЗП (8612 сумов) за день. Только на таком типе туриста будет лежать ответственность за регистрацию. В случае, если он ее не сделает, то пограничный контроль принудит его к штрафу в десятикратном размере туристического сбора за каждый день (86120 сумов).

О туристическом сборе и аренде квартир

Наш подход заключается в том, что туристический сбор должны платить все гости. Это справедливо. Ваши иностранные друзья и родственники такие же туристы, как и те, что живут в гостиницах. Во многих странах есть платежи и налоги для иностранцев, просто они применяются по-разному.

Давайте посмотрим шире. Представьте, что мы уберем турсбор для гостей и родственников частных лиц. Мы планируем открывать рынок аренды частных квартир. Это нужно для того, чтобы жители Узбекистана получали прямые доходы от туристов. Завтра владельцы квартир и домов смогут принимать гостей в системе, схожей с Airbnb. Но мы же понимаем, что многие не захотят регистрироваться в ней. Сделают вид, что они принимают гостей не на коммерческой основе. Мы не хотим делать проверки. Поэтому все будут платить одинаково, пусть будут простые правила игры.

Туристический сбор — это промежуточный шаг. Сегодня требуются очень большие средства на продвижения Узбекистана за рубежом. Эти деньги направляются на эту цель. Большого бюджета на рекламу у нас нет. Деньги от туристического сбора невелики. Но в будущем, когда бренд страны станет известен, мы сможем отказаться от сбора.


О продвижении Узбекистана

Мы должны создавать национальный бренд Узбекистана с очень точным видением того, как мы его будем продвигать. Планировать на десять лет вперед. Провести огромную аналитическую работу: узнать какая целевая аудитория для нас важна, как нужно донести до нее информацию. В этом нам помогают советники из Турции и Южной Кореи.

Рекламные кампании могут быть дешевыми, но эффективными. Узбекистан продвигается в социальных сетях с помощью платной рекламы. В Таджикистане распространили наклейки на авто с рекламой Самарканда и Бухары. Скоро в США на линию выйдут грузовые трейлеры с рекламой Узбекистана.

Планируется работа с диаспорой и мигрантами. В аэропорту будем раздавать разные полезные сувениры: закладки, календари, подставки. Мигранты смогут дарить их в местах, где будут жить и работать. Соотечественники-бизнесмены помогут нам с рекламой в Узбекистана в своих ресторанах и торговых точках.

Мы хотим привлекать журналистов, блогеров, артистов и режиссеров, чтобы они снимали в Узбекистане. Это лучшая и бесплатная реклама. Мы прочитали в «Газете.uz» о проблемах зарубежных кинокомпаний в Узбекистане. В новое постановление включены изменения в этой сфере. Чтобы оперативно получить разрешение или аккредитацию, мы приглашаем журналистов и продюсеров работать через нас. Мы даем заявку в МИД и получаем ответ за пять дней. Раньше требовалось двадцать.

Проект постановления, в котором четко обозначены места, запрещенные для фото- и видеосъемок, уже подготовлен. Процесс на финальной стадии, последняя редакция уже завизирована. Я думаю, документ выйдет в ближайшее время.

Снимать будет запрещено только в действительно стратегических объектах. Во всех остальных — по умолчанию можно. С метро мы уже договорились — на телефоны и любительскую аппаратуру можно снимать без ограничений.

О самостоятельном туризме

В период своей учебы в Японии, как турист я посетил Малайзию, Индонезию, Новую Зеландию и другие страны. Организовывал свои поездки самостоятельно — с помощью интернета. Это было очень удобно и быстро. И сегодня на моем смартфоне есть абсолютно все необходимые для путешественников приложения. Airbnb, Couchsurfing, Uber, TripAdvisor, Booking.com, Skyscanner, мобильные приложения многих авиакомпаний, которыми я активно пользуюсь. А если еду в командировку в Японию, то практически все организую сам с помощью очень удобных японских мобильных приложений.

Хотел бы особо отметить, что у нас есть однозначное понимание того, что нужно ориентироваться, в том числе, и на самостоятельных туристов. Нужно создавать инфраструктуру для того, чтобы они могли самостоятельно конструировать свою поездку в Узбекистан. К сожалению, до сих пор во многих наших гостиницах отсутствует возможности эквайринга, бронирования номеров онлайн. Мы стараемся стимулировать этот процесс законодательно, с помощью налоговых льгот.

Когда турист останавливается в гостинице, доходы идут только ее хозяину. Когда турист с рюкзаком останавливается в хостеле, гостевом доме, на квартире — это прямые доходы для наших граждан.

Я отношусь с большим уважением к самостоятельным туристам еще и потому, что я бывший министр труда. Я очень хорошо понимаю, что с их помощью узбекистанцы смогут обеспечивать свою занятость, особенно в отдаленных сельских и горных местностях, где создание рабочих мест в других сферах затруднено.

О визах

Многие спрашивают: «Почему мы отменили визы Японии, Южной Корее, Турции и некоторым другим государствам, а остальным странам нет?» Мы идем постепенно. Вносим новые предложения. Нужно придумать, как компенсировать те деньги, что МИД получает за выдачу виз. Это только один из вопросов. Генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи сказал мне: «Азиз, не пытайтесь отменить визы вообще. Это хороший доход. Ваша страна должна зарабатывать».

Я считаю, что вопрос не в наличии и стоимости визы, а в том, чтобы ее получение было быстрым и технологичным. Посмотрите глазами европейца: ему не важны 20 долларов, ему важно получить визу просто. Мы активно работаем с коллегами из сопричастных госорганов над тем, чтобы система электронных виз заработала с 1 июля этого года.

Не скрою, у нас есть планы по расширению перечня стран с безвизовым режимом для въезда в Узбекистан. Многое зависит от того, как пойдет работа системы электронных виз. Мы плотно и эффективно работаем с коллегами из министерств и ведомств, у них тоже есть понимание необходимости безвизовых режимов. Конкретные страны, которые его получат в ближайшем будущем, я назвать пока не могу.

Есть и другая проблема: мы отменили визы в семь стран, и сразу пошел огромный поток иностранных туристов. Идут жалобы, что невозможно забронировать билет на самолет, поезд «Афросиаб», гостиницы. Давайте относиться к визам рационально. Туристическая инфраструктура должна двигаться параллельно тому потоку туристов, который мы создаем. Сейчас пришло время для того, чтобы сосредоточиться не на увеличении количества безвизовых стран, а на ускорении создания хорошей туристической инфраструктуры.

О гостиницах

Нам нужна программа, которую я бы назвал «50 тысяч номеров». Уже сейчас в наших основных туристических городах ощущается нехватка гостиничных номеров. Открытие новых безвизовых стран только увеличит нагрузку на инфраструктуру. Но при этом, я категорически против создания некой госкорпорации для строительства и управления гостиницами. Эта сфера должна быть 100% частной. Более того, считаю что госдоли в гостиницах следует продать. В течение ближайших 1,5−2 лет мы должны максимально использовать возможности местных и иностранных инвесторов для строительства новых гостиниц, бутик-отелей и хостелов.

Мы готовим решение для правительства, которое разрешит некоторые сомнения иностранных инвесторов. Например, земля под гостиницей сможет стать частной собственностью иностранца. Их очень волнует этот вопрос. Предлагается привлекать известные гостиничные франшизы для местных отелей с покрытием государством части расходов. Франшиза подразумевает стандарты, а собственная школа отельеров у нас просто так не вырастет.

Мы предлагаем правительству еще одну меру, которая рассчитана на местных инвесторов. Это амнистия для капитала, направленного в туристическую сферу. Если идея пройдет, то у отечественного бизнесмена не будут спрашивать о происхождении денег, при условии, что на них будут строиться гостиницы и туристическая инфраструктура.

О внутреннем туризме

Многие не понимают, что без внутреннего туризма не будет и внешнего. Никто не будет вкладывать деньги в гостиницы, рестораны и кафе, если сезон будет длиться только четыре-пять месяцев, как сейчас. Только с помощью внутреннего туризма мы сможем увеличить загрузку инфраструктуры в течение всего года. Иначе инвесторы не будут приходить и вкладываться в гостиницы, рестораны, тематические парки и прочую туристическую инфраструктуру.

Благодаря принятым решениям президента Узбекистана, удалось переломить отношение наших граждан к путешествиям по стране. Раньше «высокий сезон» начинался после 20 апреля. В этом году он начался 15 марта, в том числе, благодаря «длинным выходным» на Навруз. Вспомните фотографии с очередями из наших граждан к историческим памятникам. Даже аксакалы решили прокатиться по Узбекистану на велосипедах. Мы надеемся, что движение внутреннего туризма будет только шириться, люди перестанут быть пассивными.

Сейчас нам нужно сделать так, чтобы интересные мероприятия, фестивали и конференции проходили не только в «высокий сезон». К следующему сезону вместе с Министерством культуры мы разработаем насыщенный и интересный календарь туристских мероприятий на весь год.

О туристическом продукте

Мы провели анкетирование среди японских туристов. Они в шоке от продуктов, которые предлагают сейчас туристические компании. В основном, это «гонка» по историческим памятникам. К концу дня никто уже не помнит, где был и что он видел. А туристы хотят общаться с местными жителями, ходить на базар, узнавать культуру и быт.

Мы пытаемся стимулировать создание гостевых домов в регионах. По этому поводу уже готово постановление, в ближайшее время ожидается его подписание. Создан специальный департамент. Наши сотрудники идут в село, обходят махалли. Они объясняют людям, как сделать гостевой дом, как заправить постель, каким должен быть туалет, душ, кухня. На это туристы обращают больше всего внимания. Учат сервису: как подать завтрак, как обслужить гостя. В Ташкентской области мы уже создали 156 гостевых домов. На создание гостевого дома можно получить кредит до 16 млн сумов.

В махаллях мы изучаем, кто из соседей занимается ремесленничеством, кто готовит национальные блюда. Кто-то может прокатить на лошади, кто-то показать обряд «келин-салом».

Весь кишлак может стать цельным туристическим продуктом, уникальным предложением. Мы должны понимать, что иностранцам интересно то, что для нас может выглядеть обыденно.


О самолетах, аэропортах и таксистах

Я вижу будущее так: в Узбекистане будет очень конкурентный рынок авиаперевозок, но «Узбекистон хаво йуллари» останется самой мощной компанией. Страна превратится в крупнейший транзитный транспортный хаб в регионе. Для этого у нас есть все условия: и географическое положение, и количество ясных дней в году.

Каждый вечер сотрудники Госкомтуризма присылают мне специальный отчет из аэропорта Ташкента. В нем отмечается время прилета рейса, время выхода первого пассажира, последнего пассажира и время подачи багажа. Благодаря контролю и слаженной работе служб аэропорта и таможенных служб жители и туристы почувствовали изменения.

Мы проверим еще раз ситуацию с такси в аэропорту Ташкента. Госкомтуризма несколько раз озвучивал свои предложения: заключить договор с 3−4 компаниями, сделать стойку по прилету. Вы оплачиваете поездку на стойке, на линии подачи такси вам открывают дверь, вы уезжаете. Мы постараемся совместно с коллегами из аэропорта, хокимията и ГУВД оперативно принять меры против грубых и назойливых «бомбил». Обязательно включим в работу туристическую полицию.

Возможно, стоит подробно изучить опыт Южной Кореи для реформирования системы воздушных перевозок. Там существуют два авиаперевозчика (Asiana и Korean Airlines) и две компании, управляющие независимыми от национальных авиаперевозчиков аэропортами. Создание здоровой конкурентной среды может помочь «Узбекистон хаво йуллари» повысить эффективность и стать доминирующей в регионе авиакомпанией.

Опыт развитых стран показывает, что одним из вариантов может стать создание в Узбекистане единого Министерства транспорта. Оно могло бы проводить унифицированную транспортную политику и управлять всей транспортной логистикой: самолетами, поездами, автобусами и даже речными перевозками. Так можно добиться системы, при которой турист сможет удобно и быстро перемещаться между городами и интересными локациями в Узбекистане.

О критиках и кадрах

Я читаю мнения, которые пишут в интернете журналисты и эксперты, в том числе и ваши статьи. Мне нравится, когда нас критикуют. Но критики не должны переходить границы и касаться личности. Многие позволяют себе нелицеприятные выражения. При этом, большинство не понимают сути вопроса, не имеют полной картины. Не нужно говорить: «Это плохо». Все знают, что это плохо. Давайте реалистичные предложения. Я часто говорю «диванным» критикам: «Приходите к нам работать и попробуйте реализовать что-то на практике!», но почему-то все отказываются.

У нас катастрофическая нехватка кадров. Нам нужны молодые, креативные, горящие за идею люди. На начальных позициях мы платим 1,5−2 млн сумов. Более опытные получают 2,5−3 млн сумов. Плюс бонусы и премии. Но мы предлагаем не только деньги, а еще и огромный опыт. Он поможет в дальнейшем сделать карьеру в госорганах или создать свой собственный бизнес. Наши сотрудники общаются с влиятельными людьми, ездят в стажировки и зарубежные поездки.

О статистике и ожиданиях

Госкомтуризма никогда не декларировал, что в Узбекистан едут 2−2,7 миллиона туристов. Эта цифра подсчитана по методике Всемирной туристской организации. В нее включен каждый иностранец, въехавший на территорию нашей страны. 79% из этой цифры — жители наших соседних стран. Но все страны мира используют в своей статистике цифры по методу ЮНВТО. Почему мы должны делать по другому, кричать что у нас меньше? Это плохо для нашего имиджа. Я категорически против этого.

В наших планах — ежедневная публикация статистики о туристах. Эти цифры будут доступны всем аналитикам, и мы сможем понять наши слабые и сильные стороны.

В прошлом году реальных зарубежных туристов приехало около 200 тысяч. В 2018—2019 годах мы ставим себе задачу увеличить эту цифру до 350 тысяч, а к 2020 году — до 500 тысяч туристов. И я верю, что эта задача достижима.