Развитие электронных услуг, бурное вхождение интернета и социальных сетей в нашу жизнь привело к тому, что мы становимся зависимы от этих услуг. Центральным звеном всех этих сервисов, как ни странно, становится мобильный телефон, а точнее — телефонный номер.

Зарегистрироваться на портале государственных услуг — введи номер и подтверди SMS-кодом, подключиться к мобильным платежным системам — привяжи номер телефона к пластиковой карте, включи SMS-информирование и при каждой оплате вводи код, зарегистрировался в социальных сетях — привяжи номер телефона, пресловутая двухфакторная аутентификация — опять пароль и SMS.

С одной стороны, очень удобно: вы контролируете все процессы и пока не введете код, ваши данные и деньги в безопасности. Но есть и другая сторона, о которой многие забывают — мобильный телефон, а точнее номер телефона становится тем самым ключом, который открывает все двери. И если вы по каким-либо причинам потеряете доступ к этому номеру, вы потеряете единый ключ ко всем вашим дверям. Этим и пользуются всякого рода мошенники.

Что может произойти, если ваш номер попадет в чужие руки

Государственные услуги. Получив доступ к вашему номеру, любой человек может сбросить ваш пароль, установить новый, зайти в ваш аккаунт и, к примеру, получить госуслугу от вашего имени. С виду это может казаться безобидным, но если кто-то напишет ложное заявление от вашего имени, вам придется долго доказывать, что это были не вы, а, возможно, и понести ответственность.

Социальные сети. В соцсетях мы создаем о себе мнение своими действиями. Получив доступ к вашему аккаунту с помощью телефонного номера, злоумышленник может делать что заблагорассудится от вашего имени, в том числе в различных группах. Результат может быть от подпорченной репутации до уголовной ответственности.

Финансовые приложения. Подключая банковскую карту или счет к номеру мобильного телефона, вы авторизуете проведение всех операций по карте или счету через этот номер. Соответственно, все коды SMS-подтверждений будут приходить на этот номер. Это позволит злоумышленнику увести средства с карты или счета, либо воспользоваться ими в нехороших целях.

Часто мошенники, подключив номера, ранее бывшие в использовании, начинают проверять их на предмет подключенности к какому-либо сервису. Понятно, что в нашей стране этот риск минимален, благодаря требованиям сотовых операторов, но бывают случаи, когда номера оказываются в чужих руках в результате не совсем законных действий, и от этого сложно застраховаться.

Как кто-то может завладеть вашим номером

Кража или утеря устройства. Пока вы успеете заблокировать свой номер — а для этого операторы обычно требуют прийти в офис и написать заявление, мошенник может получить доступ к вашим данным. Для такого рода действий достаточно и пары минут.

Телефон без присмотра. Оставляя телефон незаблокированным, вы рискуете, что кто-то может получить доступ к данным в телефоне и воспользоваться ими в личных интересах.

Перевыпуск SIM-карты с помощью фальшивых документов. В российской прессе и социальных сетях можно увидеть истории, когда с помощью липовой доверенности или поддельных документов (чаще всего справка, которая выдается при утере паспорта) подают заявку на перевыпуск SIM-карты, и пока абонент пытается понять, что произошло, выводят средства со всех его карт или даже уводят аккаунты в соцсетях.

Звонки от различных служб под видом банка или другой знакомой вам организации. К примеру, вам приходит SMS о списании с вашего счета крупной суммы, а потом следует звонок от «сотрудника банка» об ошибочном списании. Чтобы вернуть средства, вас попросят назвать секретный код, который придет вам на телефон. Как только вы этот код называете, мошенники получат доступ к вашему счету или аккаунту.

Это далеко не полный перечень способов того, как злоумышленники могут получить доступ к вашей защищенной информации посредством телефонного номера. Каждый день появляются новые способы обманным путем завладеть вашими данными или средствам.

Как этого избежать

1. Поставьте блокировку как на телефоне, так и на SIM-карте, чтобы даже при потере телефона никто не смог получить к нему доступ.

2. Не давайте никому доступ к вашей личной информации в привязке к вашему номеру. Особенно на неизвестных сайтах, где просят ввести номер телефона и адрес электронной почты. Если это необходимо, давайте номер другого телефона, который не привязан к вашим услугам. Лучше вообще для привязки к различным сервисам завести отдельную SIM-карту и отдельный «кнопочный» телефон (не смартфон), не имеющий подключения к интернету, чтобы не стать жертвой вирусов и троянов.

3. Никогда и ни по какому поводу не передавайте в ходе телефонного звонка ваши карточные данные и секретные коды, пришедшие по SMS. Ни банковские сотрудники, ни кто-либо другой не имеют права их запрашивать.

4. Включите во всех услугах двухфакторную аутентификацию — это снизит риск потерять доступ к сервису.

5. Подключите SMS-информирование по движению на счете, по изменениям в аккаунте и т. п., чтобы при возникновении подозрительных действий сразу же реагировать.

В качестве пожелания мобильным операторам: хотелось бы, чтобы при перевыпуске SIM-карты приходило сообщение на существующий номер. В этом случае владелец поймет, что карту перевыпускают без его ведома. Некоторые операторы в России мало того, что уведомляют клиента, так еще могут на несколько часов отключить SMS- и USSD-операции, а иногда даже уведомляют подключенные банки о смене SIM-карты клиента.

Относитесь серьезнее к сохранению и защите своих данных, это поможет защитить вас от незаконных действий злоумышленников.