Сбор документов для переоформления (купли-продажи, мены или дарения) жилого дома в Ташкенте — серьезное испытание нервной системы на прочность. Корреспондент «Газеты.uz» делится опытом хождения по инстанциям, возможно, он пригодится читателям.

В первую очередь владельцу дома придется посетить одну из нотариальных контор своего района. Сделки по переоформлению недвижимости осуществляются только в том районе, в котором расположен дом. Это подтвердили в нотариальных конторах разных районов. Нотариуса лучше выбрать ближе к дому, поскольку к нему придется ездить не раз (Список нотариальных контор столицы). В нотариальной конторе без очереди можно получить листок примерно с таким списком документов, необходимых для переоформления дома:

  1. БТИ;
  2. Справка из БТИ;
  3. Справка из ГлавАПУ;
  4. Райгаз;
  5. Водоканал;
  6. РЭС;
  7. Мусор;
  8. АТС;
  9. Справка с налоговой;
  10. Справка об ИНН;
  11. Справка из махалли о количестве прописанных;
  12. Паспорта сторон.

Сотрудники нотариальной конторы, сославшись на занятость, могут отказаться разъяснять, что значат определенные пункты списка, где находятся нужные организации и какие справки нужно сделать в первую очередь.

Получив список, вы должны решить, будете собирать справки сами или сделаете нотариально заверенную доверенность на третье лицо — т. н. «сборщика», который за определенную плату сделает эту работу за вас. Если вы думаете, что сможете собрать все справки быстро, вы ошибаетесь. Придется потратить много времени и нервов, не говоря о расходах на общественный транспорт, такси или бензин.

Совет: Чтобы переоформить дом (если вы являетесь его владельцем), желательно взять отпуск. Потому что в период сбора справок (почти месяц) на работе вас будут видеть редко.

БТИ

Идем в районное бюро технической инвентаризации и кадастра — службу кадастра жилых зданий и сооружений. Во многих инстанциях будут требовать справку из БТИ (Список районных БТИ).

Для получения справки из БТИ нужно принести:
  • оригинал кадастрового дела («зеленая книга», которая содержит план дома, договор купли-продажи (дарения) и другие документы на недвижимость),
  • оригинал и ксерокопию паспорта владельца дома (если документы собирает доверенное лицо, то оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенную доверенность и копию паспорта владельца дома),
  • копию ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) владельца дома.

Документы примут только у владельца дома или у человека, на которого оформлена доверенность.

Совет: Если у вас по каким-либо причинам нет справки с печатью, в которой стоит ИНН, сначала сходите в районную налоговую. Для получения ИНН нужно принести ксерокопию своего паспорта, за готовой справкой нужно будет прийти через день.

Будьте готовы к длинным живым очередям.

Совет: Перед походом в БТИ обязательно позвоните и узнайте время работы. Обычно очереди большие с утра и после обеда.

Сотрудники БТИ работают быстро. Они примут все документы, кроме паспорта, и попросят номер телефона (оставляйте номера, по которым вы постоянно доступны). Взамен дадут расписку, что взяли документы. Не стоит ее терять, она нужна для получения справки. Справку должны выдать в течение трех рабочих дней после сдачи документов. Об этом информируют стенды организации.

Справку невозможно получить без проверки дома инспектором. Позвонит он внезапно, когда у него будет время. В ваших интересах быть дома именно в тот день, когда позвонит инспектор. Если в этот день вы окажетесь заняты, потом занят будет он. И никакие звонки, просьбы или «угрозы» позвонить в вышестоящие органы не заставят его прийти к вам. Потому что у него своя работа, его ждут и другие люди, а вы свое время упустили.

Совет: Во время визита инспектора быть дома нужно именно хозяину, потому как домочадцы (доверенные лица) не всегда смогут ответить на те или иные вопросы.

Инспектор придет в дом с оригиналом кадастрового дела. Он обойдет все комнаты, сверяя написанное с действительностью. Если владелец перенес кухню, сделал перепланировку, сломал одну (или несколько) из стен, перенес входную дверь, сделал небольшую пристройку или даже заложил кирпичом окно, ему сообщат о нарушении. За которое, по словам инспекторов, положено заводить дело и передавать его в суд. А это непременно закончится немалым штрафом.

Совет: Если вы решили сделать изменения в доме, заранее обратитесь за разрешением в компетентные органы (в БТИ подскажут), получите его и спокойно займитесь переделкой.

По истечении трех дней (если в этот срок встреча с инспектором состоялась) владельцу следует прийти в БТИ с оригиналом паспорта и распиской, выданной ранее. Если справка готова (если нет, можно позвонить по телефону доверия 239-35-21), нужно заплатить в кассу государственную пошлину и получить квитанцию. После предъявления квитанции, расписки БТИ и паспорта владельцу выдадут справку и вернут оригинал кадастрового дела.

Совет: Проверяйте справку, не уходя из БТИ. Везде работают люди, которым свойственно ошибаться. В справке может быть ошибка в фамилии или в цифрах. Если вы сразу заметите ошибку, не придется приезжать еще раз.

ГлавАПУ

На самом деле эта организация называется так: Главное управление архитектуры и строительства города Ташкента. Управление находится на проспекте Навои (Урда), контактные телефоны: 239-35-82 и 241-30-91.

Справка из ГлавАПУ сообщает о том, будет ли снесена недвижимость в ближайшее время.

Нужно учесть, что организация принимает посетителей и выдает справки только по понедельникам, средам и пятницам. О времени работы лучше узнать по телефону. Есть небольшие очереди.

Для получения справки нужно принести:

  • оригинал паспорта владельца дома (либо оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенную доверенность и ксерокопию паспорта владельца),
  • оригинал кадастрового дела.

Справку подготовят в течение 10-20 минут. Государственная пошлина за справку — около 4500 сумов — вносится в кассу с выдачей квитанции.

Махалля

Некоторые махаллинские комитеты принимают посетителей через день, только вечером или всего пару часов, поэтому время приема лучше уточнить заранее.

Для справки нужны:

  • паспорт владельца,
  • домовая книга.
Примечание: Если справку берет доверенное лицо, нужно принести нотариально заверенную доверенность.

Справку выдают сразу. Бесплатно.

Совет: Попросите две справки о количестве прописанных: одну для нотариальной конторы, вторую для коммунальщиков. В некоторых коммунальных службах отказываются принимать справку, которая выдана в нотариальную контору.
Совет: Получив справку из махалли, сразу сделайте копии следующих документов:
— Пять экземпляров каждого листа кадастрового дела,
— Пять экземпляров паспорта с пропиской,
— Пять экземпляров ИНН,
— Пять экземпляров справки из махалли для коммунальных служб,
— Пять экземпляров первого листа домовой книги и листа со сведениями о прописанных,
— По одному экземпляру каждой оплаченной квитанции за газ, свет, воду, мусор, а также земельный и имущественный налоги за последние три года,
— Пять экземпляров справки БТИ.
Если этого не сделать, вы рискуете бегать по городу в поисках копировального аппарата, так как они имеют свойство ломаться во всех инстанциях в нужный вам момент.

Со следующими справками все немного сложнее.

Райгаз

Чтобы подать заявку на получение справки из райгаза, нужно принести следующие документы:
  • копии всех листов кадастрового дела (коммунальщики сначала говорят, что им нужны определенные листы дела, но потом выясняется, что не только они. Поэтому сразу вооружитесь, чтобы лишний раз не ездить),
  • копия паспорта владельца дома (или оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенная доверенность и копия паспорта владельца),
  • копия справки из махалли о количестве прописанных,
  • копия справки из БТИ,
  • копия домовой книги (листы с адресом и со сведениями о прописанных),
  • копии справок об оплате за газ за последние три года,
  • оплата за газ на месяц вперед,
  • копия ИНН владельца дома,
  • копия договора на поставку прибора учета газа,
  • копии документов на расположение газовых точек в доме,
  • копия сертификата последней поверки счетчика,
  • копия акта о замене счетчика (если замена производилась),
  • копия акта опломбировки.

Вместе с пакетом документов сотрудники примут заявку на вызов инспектора (в заявке нужно указать лицевой счет). Без заключения инспектора справку получить нельзя. Сотрудники районного отделения газа должны прийти к потребителю в течение четырех рабочих дней (на практике это может затянуться).

Может возникнуть ситуация, когда потребителю скажут, что можно написать заявку на вызов инспектора, а документы сдать потом. Не стоит следовать такому предложению, потому что в таком случае инспектор может прийти и через две недели.

В райгаз, возможно, придется приезжать до пяти раз. В нашем случае оказалось, что сотрудники могут уйти на обед за час до самого обеда и вернуться через час после. А еще инспектор может не приехать по вызову в течение четырех положенных дней. Пришлось названивать и в итоге ехать самому, чтобы разобраться в ситуации.

Совет: Если инспектор не пришел в течение четырех дней после подачи заявки, звоните в райгаз, говорите, что давно ждете и будете жаловаться в городскую организацию. После такого звонка инспектор пришел.

Инспекторский звонок произойдет тогда, когда потребитель его совсем не ждет. Проверено на десятках людей. Как правило, инспектор звонит за 30-60 минут до визита. Если никого нет дома в нужный инспектору день, потребителю придется ждать визита еще несколько дней.

Сотрудник райгаза проверит показания газового счетчика, сверит их с квитанцией последней оплаты, и почти наверняка обнаружит задолженность. А при задолженности справку не выдают. Именно для такой ситуации потребителю следует запастись квитанциями об оплате за последние три года, потому что в компьютере сведений об оплате «волшебным» образом может не оказаться. А тут у потребителя все доказательства налицо. Только благодаря этим квитанциям сотрудники райгаза несуществующую задолженность спишут.

Инспектор также проверит все газовые точки, заявленные в потребительских документах. Если по какой-либо причине будет обнаружено количественное несовпадение, потребителю грозит штраф.

Если на момент визита инспектора у потребителя имеется неисправный газовый счетчик, придется его заменить за свой счет. Иначе справку не дадут. Счетчик стоит 300-350 тысяч сумов. Его продают вместе с сертификатом соответствия. С новым счетчиком поверку проходить не нужно. При наличии нового счетчика потребителю останется только снова вызвать специалиста, который заменит счетчик и установит пломбу.

В случае если на момент визита инспектора срок последней поверки счетчика превышает четыре года (поверку приборов учета газа нужно проводить раз в четыре года), то потребителю придется провести поверку. Если потребитель будет проводить ее самостоятельно (писать заявку о снятии прибора учета, ждать инспектора, везти счетчик на поверку, ждать несколько дней, забирать счетчик, снова вызывать инспектора для установки и снова ждать), это займет от 10 до 15 дней.

Совет: За несколько месяцев до запланированной нотариальной сделки пригласите инспектора райгаза. В случае необходимости приобретите новый счетчик или пройдите поверку старого. Это значительно сбережет ваше время по сбору справок и сэкономит нервы.

Водоканал

Сначала нужно созвониться с участковым инспектором «Сувсоз» по району и пригласить его для осмотра счетчика. Поскольку потребительская заявка нигде не фиксируется, инспектор может идти к вам от 7 до 14 дней, ссылаясь на занятость. Когда он придет, то осмотрит счетчик на предмет сохранности и сверит показания с последней квитанцией об оплате. Если он насчитает задолженность, не стоит спешить оплачивать ее на месте. Поход в районный «Сувсоз» может разрешить проблему. Для этого нужно предъявить все квитанции, и долг «пропадет».

Если у счетчика имеется неисправность, потребителю придется его заменить. За свой счет. Счетчик стоит 150-200 тысяч сумов. Человека, который новый счетчик установит, потребителю придется искать самостоятельно. Районный водоканал в описываемом случае не располагал такими кадрами и не дал рекомендаций, к кому можно обратиться.

Совет: В магазине, где вы будете приобретать счетчик, всегда есть контакты сантехников, которые установят счетчик за 50-70 тысяч сумов.

После того, как новый счетчик установлен, потребитель должен снова идти в водоканал и писать заявку на опломбировку. Пломбирует счетчики исключительно представитель городского «Сувсоз». Срок рассмотрения заявки — до 20 дней. Процесс можно сократить до 3-7 дней, если позвонить в городской водоканал.

Если счетчик исправен, и на него имеются все документы, владельцу дома необходимо прийти в районный водоканал со следующими документами:

  • оригинал и копия паспорта владельца дома (либо оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенная доверенность копия паспорта владельца),
  • копия ИНН владельца,
  • копия кадастрового дела,
  • копии квитанций об оплате за три года,
  • копия справки из махалли о количестве прописанных,
  • копия домовой книги (первый лист и лист со сведениями о прописанных),
  • копия сертификата поверки счетчика,
  • копия акта опломбировки.

Справку выписывают на месте.

Совет: За несколько месяцев до предполагаемой нотариальной сделки проведите поверку счетчика, в случае необходимости замените его на новый. Это сэкономит ваше время.

Энергосбыт

Владельцу дома (доверенному лицу) нужно приехать в районный энергосбыт и оставить заявку (указав лицевой счет) на вызов инспектора для осмотра счетчика. Заявки по телефону не принимаются. Инспектор должен прийти в течение трех рабочих дней. Как правило, сотрудники энергосбыта приходят в срок.

Задача инспектора — осмотреть счетчик на целостность и сверить его показания с последней квитанцией об оплате. Даже если счетчик работает идеально, но он индукционный, потребителю выпишут предписание о замене на электронный. Иначе справку не выдадут. Счетчик должна менять организация энергосбыта за свой счет, но его, возможно, придется покупать самостоятельно. Стоимость однофазного счетчика — от 299 тысяч до 400 тысяч сумов. В нашем случае сотрудники энергосбыта отказывались устанавливать новый счетчик, мотивируя это тем, что у них нет такой услуги, и что потребитель должен сам найти специалиста.

Совет: Ни в коем случае не меняйте счетчик самостоятельно. Во-первых, это опасно для жизни, во-вторых, даже если вы найдете стороннего электрика-профессионала, сотрудники энергосбыта выпишут вам штраф. Самостоятельная замена счетчика запрещена. Если хорошо попросить, в течение нескольких дней сотрудники районного энергосбыта все же приедут и установят счетчик. Они же должны поставить на него пломбу.

Когда со счетчиком все будет в порядке, нужно прийти в районный энергосбыт и сдать следующие документы на получение справки:

  • копию паспорта владельца дома (если за справкой идет доверенное лицо — нотариально заверенная доверенность),
  • копию ИНН владельца,
  • копию кадастрового дела,
  • копию справки из махалли о количестве прописанных,
  • копии квитанций об оплате за последние три года,
  • копию акта о замене счетчика (или о поверке),
  • квитанцию об оплате вперед 1000 кВт.

Справку должны выписать сразу, на практике это может занять от двух до трех часов. Потребителю могут насчитать пеню. При наличии больших долгов, непонятно откуда взявшихся, придется доказывать правоту с помощью предъявления оплаченных квитанций.

После того как потребитель получит справку (она выдается бесплатно), нужно найти главного бухгалтера, инспектора и начальника районного энергосбыта, которые должны на справке расписаться и поставить печать. Поиски нужных людей могут затянуться на весь день. Кого-то может не оказаться на рабочем месте, а к кому-то может стоять длинная очередь.

Если возникнут проблемы (редкий потребитель получает справку сразу), придется приезжать в энергосбыт несколько раз.

Мусор

Чтобы получить справку об отсутствии задолженности за мусор, нужно принести:

  • оригинал и копию паспорта владельца дома (или оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенную доверенность и копию паспорта владельца дома),
  • копию ИНН владельца,
  • квитанции об оплате за последние три года,
  • справку из махалли о количестве прописанных,
  • копии первого листа домой книги вместе с листом о количестве прописанных.
Примечание: Копия кадастрового дела не требуется, но лучше взять ее с собой.

Очереди приличные, придется долго ждать. Справку выпишут сразу.

АТС

Справку об отсутствии задолженности за городской телефон потребителю выдадут только в городском управлении «Узбектелекома». Оно находится между рынком Кадышева и конечной остановкой автобусов.

Совет: Перед походом за справкой наберите с домашнего телефона 1058. Робот сообщит вам, если у вас имеется задолженность за городские и междугородние (международные) переговоры. В случае задолженности можно погасить ее в ближайшем пункте Paynet, через Click или другие системы оплаты.

Для получения справки нужен:

  • оригинал паспорта хозяина дома (или оригинал паспорта доверенного лица, нотариально заверенная доверенность и копия паспорта владельца).

Справка выписывается сразу.

Налоговая

Для получения справки из налоговой нужно принести:

  • оригинал и копию паспорта владельца дома (или оригинал паспорта доверенности лица, нотариально заверенную доверенность и ксерокопию паспорта владельца),
  • копию ИНН владельца дома,
  • оригинал кадастрового дела,
  • копии квитанций об оплате земельного и имущественного налога за последние три года.

Налоговая — единственная организация, которая работает как часы. Сдаете документы и через два часа можете приезжать за справкой. Денег никаких платить не надо.

Справка об ИНН

Для получения справки об идентификационном номере налогоплательщика нужно оставить в налоговой копию паспорта с пропиской. Даже если у вас есть справка об ИНН, в нотариальной конторе могут попросить ее «обновить». Это делается в случае, если «старая» справка выдана раньше, чем за два месяца до нотариальной сделки. Сотрудники налоговой советуют не отдавать оригинал справки нотариусу, а отдать копию.

Примечание: Узнать свой ИНН можно на сайте Государственного налогового комитета
Совет: Справки из коммунальных служб и налоговой инспекции действуют в течение одного месяца. Если вы не успеете собрать справки в течение этого времени, придется отдельные справки собирать заново.

Наконец, нотариус

Чтобы попасть на прием к нотариусу, нужно заранее записаться по телефону или электронной почте. По почте подтверждения можно не дождаться, поэтому лучше звонить. В среднем запись производится за неделю-две до визита, но все зависит от района (где-то могут принять сразу). Вас могут попросить принести все подготовленные документы и только потом записать на прием.

Примечание: В нотариальной конторе выяснилось, что вторая сторона договора также должна принести справку об ИНН. Поэтому такую справку лучше сделать заранее.

За несколько часов до заключения нотариального договора владельцу недвижимости нужно приехать в нотариальную контору, где возьмут оригиналы всех документов на проверку, Затем вам выпишут направление для получения справки о том, заложен ли дом. Такие справки выдают на ул. Чехова (Фидокор) в Мирабадском районе. Выдача справки — 10-15 минут (справка платная).

Государственная пошлина в нотариальную контору составляет 0,5% минимальной заработной платы за каждый квадратный метр жилой площади.