С 16 по 23 декабря в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (галерея НБУ) открыта экспозиция «Хранители керамики Узбекистана», в которой представлены сотни керамических изделий от легендарных мастеров-керамистов со всей страны.

Локальные школы гончарного производства в Узбекистане — гиждуванская, хорезмская, андижанская, самаркандская, риштанская, бухарская, гурумсарайская, ургутская, каршинская — известны во всем мире. Их представители передают свой опыт, традиции и секреты работы с материалом (глиной, растворами, глазурью) по системе «усто-шогирд», т. е. от наставника к ученику.

Хорезмская школа керамики — одна из самых древних не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии. В отличие от других регионов, хорезмские мастера не производят плоских блюд — лаганов, а делают глубокие чаши с вертикально поднятыми бортами на высоком поддоне — «бадия» и малые чаши — «чанак». Еще одна отличительная черта этой керамики — глубокие тона ультрамаринового и бирюзово-зеленого цветов на белом фоне. Хорезмскую керамику на выставке представляет Одилбек Матчанов — сын знаменитого мастера Раимберды Матчанова.

На протяжении последнего столетия керамика Андижана претерпела изменения в колорите росписи. Зелено-голубая гамма, бытовавшая в средние века, сменилась полихромной росписью. Теперь в ней преобладают желто-зеленые цвета. Одним из ведущих и активно работающих сегодня керамистов андижанской школы является Мирзабахром Абдувахобов — представитель пятнадцатого поколения мастеров, потомок знаменитого мастера конца XIX — начала XX века усто Умара-кулола.

Есть среди мастеров и женщина-керамист — Дилором Мухтарова, мастер знаменитой древней самаркандской глиняной игрушки из семьи знаменитого усто Абдурахима Мухтарова. Фигурки мастера не повторяются. Каждая из них имеет свое лицо и эмоции.

В Риштане трудятся более 1000 потомственных мастеров, многие из которых представляют седьмое-восьмое поколение известных в прошлом династий. Одним из продолжателей старинных керамических традиций Риштана является Исмаил Камилов, старший сын усто Ибрагима Камилова. Только у этого мастера можно увидеть керамику с так называемыми прорезями или отверстиями, не свойственными традиционным керамическим изделиям. Такие блюда можно использовать, например, для фруктов.

Работы ведущих мастеров современного Риштана, по мнению специалистов, не уступают по характеристикам лучшим образцам риштанской керамики начала XX века. Среди них Алишер Назиров — керамист в первом поколении, большой мастер интерпретаций традиционных риштанских элементов росписи и старинных форм.

До недавнего времени традиционная керамика существовала только в Гиждуване, в 48 км от Бухары. В самой же Бухаре мастеров не осталось. Однако благодаря молодому кулолу Абдулвохиду Каримову ситуация изменилась. Усто Абдулвохид в совершенстве воспроизводит технику стариной арабской росписи саманидского периода и активно ищет рецепты и технологии для восстановления знаменитой голубой керамики Бухары.

В отличие от мастеров Риштана, гурумсарайские керамисты использовали только ишкоровую поливу, а не свинцовые и оловянные глазури. Расцвет этой керамики пришелся на середину XX века, когда здесь работали выдающиеся мастера по выделке ишкоровой керамики — усто Хаким Сатимов, усто Хафиз Шерматов, усто Махмуд Рахимов и усто Махмуд Турапов. С уходом из жизни этих известных гурумсарайских мастеров развитие керамики приостановилось и сейчас находится на грани исчезновения. Попытку возрождения угасающих традиций школы предпринимает Вахоб Буваев — единственный ученик последнего из ушедших мастеров Гурумсарая усто Махмуда Турапова.

Посетители выставки могут ознакомиться не только с лучшими образцами керамики Узбекистана, но и узнать, как готовится знаменитая ишкоровая глазурь. Ее особенность в том, что глазурь раскрывает цвета, дает матовое покрытие без «цека» (мелкой сетки трещин). Именно посуда с ишкоровой глазурью считается наиболее экологически чистой. Представленная в экспозиции инсталляция показывает все стадии изготовления глазури.

Стоимость билета на выставку — 500 сумов, студентам — 300 сумов, школьникам — 200 сумов, детям до 7 лет и пенсионерам — бесплатно. Воскресенье — нерабочий день.