Парламентский контроль за деятельностью государственных органов является одним из важнейших направлений конституционных реформ в Узбекистане. Об этом говорилось на международной конференции «Обеспечение надежной защиты прав и свобод человека — важнейшее направление демократического обновления и модернизации страны: опыт Узбекистана», которая проходит 26-27 ноября в Ташкенте.

Мнением о том, насколько эффективен парламентский контроль в Узбекистане и каким видится его будущее, в интервью корреспонденту «Газеты.uz» поделилась заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Светлана Артыкова:

«Парламентский контроль — одна из основных функций Олий Мажлиса как всенародно избранного органа власти, — отметила Светлана Артыкова. — Парламент уделяет большое внимание тому, как выполняются принятые законы. Руководитель нашего государства неоднократно подчеркивал: „Мало принять закон, важно, чтобы этот закон работал“. Парламентский контроль и является тем механизмом, с помощью которого осуществляется контроль над тем, чтобы работала каждая норма закона».

«Сегодня мы стоим на пороге того, чтобы принять отдельный закон „О парламентском контроле“, — продолжила сенатор. — Сейчас формы парламентского контроля отражены в Основном Законе, в конституционных законах о Сенате, о Законодательной палате, о регламенте Сената и Законодательной палаты, во внутренних документах Олий Мажлиса».

«Работа над проектом нового закона означает множество обсуждений, изучение зарубежного опыта, ответов на вопросы о том, для чего это делается. Ведь реформы должны проводиться не ради реформ, а для улучшения нашей с вами жизни», — подчеркнула Светлана Артыкова.

Основным методом парламентского контроля, по словам заместителя председателя Сената, являются парламентские слушания, направление парламентских запросов, заслушивание отчетов должностных лиц высокого уровня. Кроме того, это возможность вынесения вотума недоверия председателю правительства или другому должностному лицу, а также специальных решений, постановлений Законодательной палаты и Сената, в которых даются четкие рекомендации по тому, как должен работать тот или иной закон.

«Наличие у Сената и Законодательной палаты такого рычага контроля является эффективным механизмом сдержек и противовесов между отдельными ветвями государственной власти», — подчеркнула Светлана Артыкова.