В 2016 году Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам обнародует очередной рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства. Какое место в нем займет Узбекистан? Сможет ли республика обратить негативный тренд последних лет и подняться на более достойную позицию в этом престижном международном списке стран? От чего на самом деле зависит успех инициатив в области электронного правительства в Узбекистане?

Тревожные тренды

С 2003 года ДЭСВ ООН опубликовал семь докладов о готовности стран мира к электронному правительству. По результатам всех этих оценок Узбекистан был отнесен к группе стран со средним уровнем развития электронного правительства — с индексом электронного правительства (ИЭП) ниже 50%. При этом, несмотря на общую положительную динамику, темпы роста ИЭП по Узбекистану уступают средним показателям по странам СНГ и Азии (рисунок 1).

Рис. 1. Индекс ЭП Узбекистана и средние значения по СНГ, Азии и миру в 2005-2014 гг.

Более того, в рейтинге 2014 года республика впервые потеряла позиции, заняв 100-е место из 193 стран. Как показано на рисунке 2, основной вклад в снижение ИЭП Узбекистана внесли такие компоненты индекса, как человеческий капитал (спад на 12%) и электронные услуги (спад на 10%). На этом фоне рост субиндекса ИТ-инфраструктуры на 12% был нивелирован.

Рис. 2. Компоненты индекса ЭП Узбекистана в 2005-2014 гг., в % к макс. знач.

На этой же диаграмме видно, что основные причины невысокого рейтинга Узбекистана в области электронного правительства — низкий уровень развития инфраструктуры ИКТ (23%) и недостаточная степень развития (зрелость) электронных услуг (45%). Текущий рейтинг республики в основном опирается на субиндексе человеческого капитала (73%), который отражает высокий уровень грамотности населения страны. Тревожной тенденцией, однако, является устойчивое снижение данного показателя — на 20% за последние пять лет. Рассмотрим подробнее компоненты этих субиндексов.

Телекоммуникационная инфраструктура

Субиндекс ИТ-инфраструктуры рассчитывается из количества абонентов стационарной и мобильной телефонной связи, фиксированной и беспроводной широкополосной связи на 100 человек, а также доли населения, пользующегося интернетом. По таблице 1 видно, что по сравнению со странами СНГ в Узбекистане сохраняется низкий уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа (0,7 абонента на 100 жителей) и стационарной телефонной связи (6,9). Несколько лучше дела обстоят с развитием беспроводного интернета (20,4), что отражает относительно высокий уровень развития мобильной связи (71) и способствует увеличению доли интернет-пользователей в общей численности населения (36,5%).

Таблица 1. Показатели субиндекса ИТ-инфраструктуры по Узбекистану и странам СНГ

Индикатор

2012

2014

Динамика

СНГ 2014

Рейтинг страны по субиндексу ТИ

111

119

-8

Значение субиндекса ТИ

0,2074

0,2333

12,5%

0,4138

1. Абоненты проводного ШПД, на 100 чел.

0,3

0,7

121,9%

8,7

2. Абоненты стационарной связи, на 100 чел.

6,8

6,9

1,3%

22,0

3. Абоненты беспроводного ШПД, на 100 чел.

10,1

20,4

101,8%

31,4

4. Абоненты мобильной связи, на 100 чел.

76,3

71,0

-7,0%

116,8

5. Доля пользователей интернета, % населения

20,0

36,5

82,6%

37,4

В основе успеха стран-лидеров рейтинга лежат крупные инвестиции в компьютеризацию госучреждений, строительство национальных и трансграничных магистралей передачи данных, повышение качества и снижение стоимости широкополосного доступа к интернету, развитие дата-центров и облачных технологий через механизмы государственно-частного партнерства. Улучшение инфраструктуры ИКТ имеет также положительный экономический эффект. По оценкам экспертов, увеличение широкополосного доступа на 10% приводит к повышению темпов роста ВВП в развивающихся странах в среднем на 1,4%. Источником данных по компоненту ИТ-инфраструктуры выступает Международный союз электросвязи, поэтому крайне важно своевременно информировать эту организацию актуальной статистикой по Узбекистану.

Человеческий капитал

Основные компоненты субиндекса человеческого капитала: грамотность взрослого населения, степень охвата системой образования, ожидаемая и средняя продолжительность обучения. Последние два индикатора были включены в рейтинг 2014 года с целью усиления акцента на качестве и непрерывности образования. Изменение метода расчета привело к тому, что Узбекистан опустился в этом субиндексе с 74-го на 86-е место.

Таблица 2. Показатели субиндекса человеческого капитала по Узбекистану и странам СНГ

Индикатор

2012

2014

Динамика

СНГ 2014

Рейтинг страны по субиндексу ЧК

74

86

-12


Значение субиндекса ЧК

0,8255

0,7264

-12,00%

0,7844

1. Грамотность населения, %

99,33

99,43

0,10%

99,56

2. Охват системой образования, %

70,84

70,75

-0,13%

78,97

3. Ожидаемая продолжительность обучения, лет

-

11,60

-

13,08

4. Средняя продолжительность обучения, лет

-

10,00

-

10,64

Сравнение со странами СНГ показывает, что республика может улучшить свои позиции по таким индикаторам, как уровень охвата населения высшим образованием, так как это влияет непосредственно на ожидаемую продолжительность обучения. Как и по субиндексу ИТ-инфраструктуры, важную роль играет своевременное предоставление Узбекистаном полной и актуальной статистики в сфере образования в Институт статистики ЮНЕСКО (Монреаль), который выступает источником этих данных при составлении рейтинга по электронному правительству.

Электронные услуги

В отличие от двух других компонентов рейтинга, субиндекс электронных услуг рассчитывается методом экспертных оценок — путем заполнения анкет группой специалистов в области государственного управления, которые оценивают порталы и сайты госорганов изучаемой страны по основным тематикам, касающимся электронного правительства и онлайн-услуг. По итогам анкетирования определяются оценки страны по четырем уровням зрелости электронных услуг:

1-й уровень. Базовые информационные услуги — вебсайты госорганов предоставляют информацию о проводимой государственной политике, законодательстве, регулировании тех или иных отраслей, результатах деятельности органов государственной власти и управления, общедоступных реестрах, а также о видах и порядке получения государственных услуг.

2-й уровень. Расширенные информационные услуги — вебсайты государственных органов предоставляют одностороннее или простое двустороннее электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом, включая возможность скачивать формы и бланки для подачи обращений и получения государственных услуг. Сайты госорганов обладают аудио- и видеовозможностями, многоязычны.

3-й уровень. Транзакционные услуги — сайты госорганов обеспечивают оказание электронных услуг на основе двухстороннего электронного взаимодействия с гражданами и бизнесом: оплата налогов и иных платежей, сдача налоговых отчетов, подача заявлений для получения документов, удостоверяющих личность (паспорт, свидетельство о рождении), продления лицензий, разрешений и т. д. Сайты имеют механизм электронной идентификации и аутентификации пользователей, а также инструменты для участия общественности в разработке и обсуждении законов, государственных программ и иных нормативных актов.

4-й уровень. Интегрированные услуги — на сайтах госорганов реализованы услуги и решения, которые в полной мере используют возможности межведомственного электронного взаимодействия. Госучреждения обмениваются информацией, данными и знаниями посредством интегрированных информационных систем и приложений без вовлечения самого заявителя. Внедрены персонализированные электронные услуги по принципу жизненных событий для граждан и бизнес-ситуаций для предпринимателей. Предоставляется возможность онлайн-участия в совещательном принятии решений и двухстороннем диалоге при помощи интерактивных функций, онлайн-комментариев и консультаций относительно государственной политики в определенных сферах, проектов документов, решений и т. д. Примером такой услуги может являться регистрация новой фирмы в полностью удаленном режиме (включая подачу заявки, мониторинг хода исполнения и получение юридически значимого документа в электронном виде).

Таблица 3. Показатели субиндекса электронных услуг по Узбекистану и странам СНГ

Индикатор

2012

2014

Динамика

СНГ 2014

Рейтинг страны по субиндексу ЭУ

70

72

-2


Значение субиндекса ЭУ

0,4967

0,4488

-9,64%

0,4245

1. Базовые информационные услуги

100

88

-12,00%

77

2. Расширенные информационные услуги

62

41

-33,87%

38

3. Транзакционные услуги

21

23

9,52%

25

4. Интегрированные услуги

39

24

-38,46%

25

Итоговая зрелость онлайн услуг

49

42

-14,29%

40

Общая зрелость электронных услуг Узбекистана была оценена на уровне 42%, что превышает средний показатель по странам СНГ (Таблица 3). Вместе с тем, это опережение достигнуто в основном за счет информационных услуг (1-го и 2-го уровня зрелости), тогда как по транзакционным и интегрированным услугам показатели страны довольно скромные (23-24%). Примечательно также снижение значения данного субиндекса на 10% по сравнению с рейтингом 2012 года. Это в первую очередь связано со смещением акцентов экспертной оценки в докладе 2014 года на новые темы и тенденции развития электронного правительства в странах-лидерах. В их числе — интегрированное предоставление услуг, сокращение т. н. «цифрового разрыва» (расширение доступа населения к современным средствам коммуникации), многоканальный доступ к услугам, открытые данные, электронное участие, мобильное правительство и другие.

Координация на государственном уровне

Поскольку фактическая оценка стран для рейтинга 2014 года проводилась в мае-июне 2013 года, многие правительственные решения и меры в области электронного правительства в Узбекистане не были учтены экспертами ООН. В их числе — принятие в июне 2013 года Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы, запуск в июле того же года Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), создание Центра развития системы «Электронное правительство» и Центра обеспечения информационной безопасности.

Для эффективного осуществления политики информатизации была образована Республиканская комиссия по координации реализации комплексной программы (РК), возглавляемая премьер-министром. С июля 2013 года по апрель 2015 года проведено шесть заседаний РК, на которых приняты ключевые концептуальные, финансовые и организационно-технические решения по созданию информационных систем, централизованных баз данных и других элементов системы «Электронное правительство» в Узбекистане.

Эти меры направлены на преодоление отставания Узбекистана по двум компонентам рейтинга — ИТ-инфраструктура и электронные услуги. Так, принятая программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи на 2013-2020 годы предусматривает реализацию 16 проектов общей стоимостью 2 трлн сумов по расширению сетей фиксированного и мобильного ШПД, модернизацию магистральных сетей и создание прочей ИТ-инфраструктуры. Также была создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию показателя субиндекса электронных услуг Узбекистана в рейтинге электронного правительства и утвержден соответствующий план мероприятий. Во исполнение плана в марте 2015 года запущен Единый портал открытых государственных данных, а в августе — принято соответствующее постановление Кабинета Министров.

Важным институциональным решением стало преобразование в феврале 2015 года Государственного комитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций с более широкими полномочиями в области политики информатизации. Одной из основных задач нового министерства обозначено внедрение «электронного правительства».

Как видим, в Узбекистане проводится масштабная и целенаправленная работа по развитию информационных технологий и формированию системы электронного правительства. Однако данные усилия должны идти параллельно с мерами по модернизации государственного управления. Требуется проведение административно-правовой реформы с выработкой административных процедур, то есть четкая регламентация оказания государственных услуг прежде, чем переводить их в электронный формат. Только этот шаг, вкупе с проводимой работой по созданию информационных систем и баз данных, поможет обеспечить озвученное главой государства «взрывное продвижение» по пути широкого внедрения ИКТ во все сферы общественной жизни, а прежде всего — в системе государственного управления.

Стратегия развития

В первую очередь, следует понимать, что построение электронного правительства является задачей не только Мининфокома и его подведомственных организаций. Успех данной инициативы зависит от скоординированных действий всех без исключения органов государственной власти и управления. Эти усилия должны быть сосредоточены по двум стратегическим направлениям — административно-правовая реформа и ИКТ.

Почему административно-правовая реформа? Внедрению электронных услуг должно предшествовать повышение эффективности внутренних процессов деятельности госорганов. Это предполагает проведение функционального анализа госучреждений, упрощение и оптимизацию административных процедур, реинжиниринг операционных и функциональных процессов. Речь идет о планомерной и последовательной работе по принятию законов о государственных услугах, об административных процедурах, созданию единого реестра государственных услуг, единых справочников и классификаторов, регламентов оказания каждой государственной услуги.

Только после этого может стоять вопрос об оказании услуг в электронном формате, и для этого требуется оснащение госорганов компьютерным и сетевым оборудованием, развитие внутриведомственных сетей передачи данных, подключение к сети интернет. Причем, важна информатизация не только центральных аппаратов министерств и ведомств, но также их территориальных подразделений и отраслевых организаций, т. е. конечных точек сбора данных и предоставления государственных услуг. Для этого крайне важно выделение достаточного и устойчивого финансирования на техническое и программное обеспечение, разработку и интеграцию информационных систем, обучение и переподготовку ИТ-специалистов.

Реализация полноценных транзакционных и интегрированных электронных услуг невозможна без электронного межведомственного взаимодействия, обеспечения совместимости информационных систем госорганов между собой и с общими компонентами электронного правительства — центральными реестрами, системой идентификации пользователей, интеграционной платформой и другими. В этом плане необходимо обеспечить своевременное и качественное создание отраслевых комплексов информационных систем (в области образования, здравоохранения, ЖКХ, юстиции и т. д.) и баз данных (физических и юридических лиц, недвижимости, транспортных средств и других).

Укрепление «фронт-офиса» (внешнего фасада) электронного правительства Узбекистана, в свою очередь, предполагает повышение доступности и качества госуслуг для широких слоев населения и бизнеса. С учетом приоритетов экспертной оценки 2014 года, целесообразно приложить усилия по следующим направлениям развития онлайн-услуг:

  1. Единая точка доступа — интеграция правительственного портала и вебсайтов госорганов, единая система идентификации для всех видов электронных услуг и т. д.;
  2. Множество каналов оказания услуг — call-центры, электронная почта, SMS-уведомления, мобильные сайты и приложения, социальные сети, общественные инфокиоски, порталы и др.;
  3. Электронное участие — участие граждан в процессе принятия решений, информированность по вопросам развития страны (форумы, опросы, блоги, социальные сети и т. д.);
  4. Расширение доступа к электронным услугам — создание удобных и доступных условий для получения онлайн-услуг: общественные центры, библиотеки, инфокиоски, бесплатный Wi-Fi в общественный местах, информационные кампании, тренинги, реклама и др.;
  5. Доступность услуг для уязвимых слоев населения — расширенные возможности для предоставления интерактивных услуг уязвимым слоям населения: людей с низким уровнем доходов, инвалидам, пенсионерам, трудовым мигрантам, молодежи и др.;
  6. Открытые данные — публикация в открытом доступе информации о деятельности госорганов на вебсайтах госучреждений, правительственном портале и портале открытых данных.

Попытка прогноза

Эти же темы, как представляется, будут преобладать при составлении доклада по электронному правительству 2016 года, лозунгом которого станет идея устойчивого развития. Более того, по некоторым сведениям, в новом рейтинге возможно увеличение веса субиндекса «электронных услуг» с нынешних 33% до 40-50% за счет сокращения доли компонента человеческого капитала. ДЭСВ ООН рассматривается также замена показателя общей грамотности населения уровнем компьютерной грамотности. Методологические изменения могут затронуть и субиндекс ИТ-инфраструктуры в плане увеличения веса индикатора абонентов мобильной связи, объединения индикаторов фиксированного и беспроводного широкополосного доступа в один показатель, а также изменения расчета абонентов фиксированного ШПД исходя из количества домохозяйств (вместо численности населения).

Какое место займет Узбекистан в рейтинге ООН по электронному правительству 2016 года? Однозначный ответ на этот вопрос не представляется возможным, равно как практически невозможно дать точный прогноз погоды на более чем две недели вперед. Конкретная позиция республики в этой табели о рангах зависит от множества внутренних и внешних, субъективных и объективных факторов. Будем надеяться, что эксперты ДЭСВ ООН примут во внимание все положительные изменения, имевшие место в Узбекистане по всем трем компонентам рейтинга с момента предыдущей оценки, и это позволит республике улучшить свои позиции. Но не стоит забывать, что другие страны также прилагают активные усилия по внедрению ИКТ и созданию электронного правительства. Следовательно, верхние места в рейтинге будут занимать государства, которые справляются с этой задачей лучше и быстрее.