Недостаточный доступ к услугам социальной инфраструктуры и образования, барьеры и ограничения в трудоустройстве, в основном медицинский принцип установления инвалидности и преобладание институциональных форм социальной защиты остаются главными вызовами системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Узбекистане.

Значимые изменения в действующую систему соцзащиты внесены постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему усилению адресной социальной защиты и поддержки престарелых и инвалидов» от 10 августа. Как мы уже писали, документом установлен принципиально новый подход к формированию и реализации индивидуальной программы социальных услуг.

Лица с ограниченными возможностями получили возможность оставаться в местах проживания, получая на дому помощь социального работника. Кроме того, закреплен новый порядок бесплатного обеспечения основными продуктами питания и товарами гигиены первой необходимости одиноких престарелых и инвалидов (см. инфографику ниже).

Источник инфографики: Минтрудсоцзащиты. Нажмите для увеличения.

2015 год также ознаменован разработкой проекта закона «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения». Закон, в случае его принятия, позволит повысить эффективность регулирования отношений в области социальных услуг для указанных категорий населения, а также реализовать ряд других мер по улучшению социально-экономических условий их жизни.

В перспективе одной из ключевых задач в области социальной защиты будет являться повышение эффективности управления данной сферой, отмечают специалисты ПРООН в Узбекистане. Если советский период был ознаменован медицинским подходом, то сейчас тенденции указывают на социальный подход и четкую координацию социальной защиты по всей вертикали государственного управления.

Во всех развитых странах мира (включая Чехию, Великобританию, Японию и другие) существуют единые государственные органы центрального уровня, ответственные за координацию разработки и реализации политики и стратегий социальной защиты, обеспечение эффективного управления программами социальных выплат и льгот, социальных услуг и социального страхования. В большинстве случаев эти функции выполняет отдельное министерство социальной защиты, социальной политики или социального благосостояния, во многих странах — министерство труда, занятости и социальной защиты.

Социальные услуги, социальные выплаты и льготы, а также меры социального страхования используются в тесной взаимосвязи — как на низовом уровне (при предоставлении лицу государственного пакета мер социальной защиты), так и на уровне формирования и реализации политики и государственных программ в этой области. Существуют и специальные государственные социальные инспекции, ответственные за обеспечение мер контроля для уменьшения случаев ошибок, мошенничества и коррупции, а также обеспечения адресного направления социальных услуг и выплат неблагополучным слоям населения.

В Узбекистане вопросы социальных услуг, социальных выплат и льгот, а также социального страхования разделены между восемью министерствами и ведомствами. Социальные выплаты и льготы, социальные услуги и меры социального страхования зачастую предоставляются без учета их взаимного влияния — как в отношении конкретного лица, так и в контексте государственного управления программами социальной защиты, отмечают специалисты ПРООН.

Источник инфографики: Минтрудсоцзащиты. Нажмите для увеличения.

Международный опыт и проводимые в стране социально-экономические исследования показывают, что в перспективе актуальным будет решающий переход от простой материальной и финансовой поддержки наиболее нуждающихся в социальной помощи к политике их индивидуального развития, социальной интеграции, внедрение индивидуализированных программ развития и консультирования для всех целевых групп в портфеле социальной защиты (а не только для одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе).

Важной задачей является проведение специальных исследований и развитие профессиональной подготовки бакалавров и магистров по социальной работе, эрготерапии, социальной и профессиональной реабилитации, организация переподготовки и повышения квалификации кадров в области социальной защиты.

Кроме того, актуальными являются разработка правовых основ (включающих стандарты и механизмы надзора) и внедрение механизмов, благодаря которым социальная поддержка и социальные услуги будут предоставляться негосударственными организациями, финансируемыми из государственного бюджета посредством государственных закупок и социальных контрактов (например, частные дома престарелых).