В столице Узбекистана продолжается реализация проекта «Создание компьютеризованной системы управления безопасностью дорожного движения и охраны общественного порядка в городе Ташкенте», утвержденного постановлением Президента от 28 января 2014 года. Одна из его задач — видеонаблюдение за дорожным движением, видеофиксация правонарушений. Издание Norma.uz рассказывает о планируемых изменениях в законодательство, которые создадут правовую базу работы автоматизированной системы.

В действующем законодательстве нет норм о порядке привлечения к ответственности лиц, нарушивших ПДД и зафиксированных автоматизированной системой, а также о признании данных, полученных с ее использованием, в качестве доказательств по административному (в тяжких случаях и уголовному) делу. Поэтому готовятся изменения в Кодекс об административной ответственности.

Основным фактором гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях и получения тяжких телесных повреждений является превышение скорости. В прошлом году в Узбекистане произошло более 10 тысяч ДТП, из которых 3600 (35,3%) были совершены в результате нарушения установленного скоростного режима.

«Вводимая в действие автоматизированная система будет фиксировать каждый факт нарушения ПДД с указанием места, времени и номера транспортного средства, — комментирует обсуждаемый законопроект о внесении изменений и дополнений в КоАО Полянте Свешников, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса. — Однако технические возможности системы не позволяют определить личность водителя, совершившего правонарушение. При наличии права на управление одним транспортным средством у нескольких лиц могут возникнуть случаи отрицания их причастности к правонарушению и невозможности привлечения к ответственности виновного, что будет существенно затруднять обеспечение принципа неотвратимой ответственности за вину».

По состоянию на 1 мая 2015 года на учете МВД состояло 2,1 миллиона транспортных средств физических лиц. Количество доверенностей на одно лицо составляет 354443 (16,8%), на два и более лиц — 432903 (20,6%), договоров аренды — 195855 (9,3%).

«КоАО предлагается дополнить статьей 17-1, устанавливающей ответственность собственника транспортного средства при каждой видеофиксации нарушения ПДД, где повторность правонарушений не учитывается. При этом он освобождается от ответственности, если будет установлено лицо, управлявшее в тот момент автомобилем, либо транспорт был угнан», — отметил депутат.

При видеофиксации правонарушений предлагается следующее:

  • производить оформление постановления о наложении штрафа автоматически в форме электронного документа, подтверждаемого электронно-цифровой подписью сотрудника ГСБДД. Без составления протокола постановление будет направляться собственнику транспорта по почте в течение трех дней. При этом данные, полученные с использованием автоматизированной системы, будут признаваться доказательствами по административному делу;
  • установить порядок, при котором штраф за нарушение ПДД будет добровольно уплачиваться правонарушителем не позднее 60 дней со дня вынесения постановления. В случае уклонения от уплаты по истечении данного срока органы ГСБДД будут производить временное задержание транспортного средства до полной оплаты штрафа;
  • ввести ответственность за установку различных предметов или нанесение покрытий на госзнаки, препятствующих их восприятию, в виде штрафа, налагаемого на граждан в сумме от одного до трех, а на должностных лиц — от трех до пяти МРЗП.

Согласно статьям 36 и 271 КоАО, административное взыскание (штраф, лишение права, административный арест) применяется в течение двух месяцев со дня его совершения. В случае истечения данного срока производство по делу подлежит прекращению.

«Анализ правоприменения законодательства развитых стран показал, что сроки применения административного взыскания составляют от одного года до трех лет, что обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости ответственности и наказания. Поэтому представляется целесообразным внести изменение в статью 36 КоАО, по которому административное взыскание за нарушение ПДД применяется в течение одного года со дня его совершения», — рассказал Полянте Свешников.

Само внедрение специальных средств по автоматической фиксации нарушений ПДД, а также специфика их работы вызывают необходимость конкретизировать полномочия судов, сотрудников ГСБДД и Военной автомобильной инспекции. В связи с этим предполагается внести изменения в статьи 28, 128-3, 245, 248, 256 и 294 КоАО, отметил депутат.

Принятие поправок обеспечит законность работы вводимой в эксплуатацию автоматизированной системы и соблюдение принципа неотвратимой ответственности за правонарушения, а также повысит ответственность водителей, считают разработчики.

Текст проекта закона